17 нояб. 2009 г.

Вы - индивидуальный предприниматель на упрощёнке. Что Вы должны государству?

(Статья актуализирована на 2012 год)
Первая статья об упрощёнке - здесь

Сегодня – сводный пост про индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения. Итак.

1. При применении УСН индивидуальный предприниматель БЕЗ РАБОТНИКОВ уплачивает следующие налоги и взносы:
- единый налог, ежеквартально;
- фиксированные взносы в Пенсионный фонд, ежегодно. Но можно платить частями – ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода. В 2012 году - около 17,2 тыс. руб. (за год).

Если РАБОТНИКИ ЕСТЬ, то к этому добавляется:
- взносы во внебюджетные фонды (ПФ, ФСС), 30% от ФОТ, платятся ежемесячно. Для некоторых ставка может быть меньше;
- еще один взнос в ФСС, в просторечии - травматизм (начисляется от суммы зарплаты работников по страховому тарифу, указанному в Уведомлении о размере страхового тарифа, которое выдает ФСС. Чаще всего тариф – 0,2%), платится ежемесячно;
- из зарплаты сотрудников следует удерживать и уплачивать государству налог на доходы физических лиц (НДФЛ) (ставка - 13%), платится ежемесячно при выплате зарплаты работникам.

2. Отчеты, которые должен сдавать ИП на упрощёнке без работников:

В некоторых случаях после регистрации ИП должен подать уведомление о начале деятельности в Роспотребнадзор.

Ежегодно:
Декларация по единому налогу при УСН (сдается в налоговую).
Отчет в Пенсионный фонд об уплате фиксированных взносов «за себя».
Сведения о среднесписочной численности работников за год. Сдается в налоговую инспекцию (даже если работников нет).
Ставить в налоговой отметку на "Книге учета доходов и расходов" (по желанию. Минфин написал письмо, что если налогоплательщик не хочет ставить отметку - пусть не ставит).

Если у ИП есть работники, то сдаются следующие отчеты:

Ежеквартально:
Отчет по страховым взносам в ФСС. Сдается в свой филиал ФСС.
Отчет по страховым взносам, в Пенсионный фонд.
Персонифицированный отчет "по работникам", в Пенсионный фонд.

Ежегодно:
Декларация по единому налогу при УСН (сдается в налоговую).
Сведения о среднесписочной численности работников за год. Сдается в налоговую инспекцию.
Сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов с доходов физических лиц за год по форме 2-НДФЛ (сдается в налоговую).
Ставить в налоговой отметку на "Книге учета доходов и расходов" (по желанию).
Отчет в Пенсионный фонд об уплате фиксированных взносов «за себя».

3. Бухгалтерский учет ИП вести вообще не должны. Но налоговый орган может потребовать ведение учета основных средств по правилам бухгалтерского учета. И заполнять соответствующий раздел в «Книге учета доходов и расходов» все же придется.
Кстати, насчет ведения учета вообще. Если вы - ИП, и решаете вопрос, нанимать ли бухгалтера или попробовать самому (самой), то рекомендую: "Мое дело" - онлайн сервис для ведения бухгалтерии. Необходимый и достаточный минимум для работы этот сервис обеспечивает.

4. Операции с наличным деньгами.
Если ИП продает что-либо за наличку, то в большинстве случаев должен применять контрольно-кассовую технику.
В остальном ИП волен распоряжаться своими деньгами как хочет, без ограничений. Хотя некоторые формальности в документальном оформлении движения наличных соблюдать приходится.

ИП может работать без расчетного счета в банке. Потому что в отличие от организаций имеет право платить налоги наличными.
Тем не менее, если уж ИП открыл расчетный счет в банке, он должен уведомить об этом свою налоговую инспекцию, а также Пенсионный фонд и (если есть работники) Фонд социального страхования в течение 7 дней после открытия. Иначе можно попасть на штраф(-ы).

5. Нанимая работников, ИП должен зарегистрироваться в качестве работодателя в Пенсионном фонде и в ФСС.
Еще ИП-работодатель, как и организация-работодатель, обязан правильно и своевременно оформлять все трудовые договоры и первичные документы об их приеме, учете отработанного времени, начислении им заработной платы и т.п. Это важно, в частности, потому что за нарушение законодательства о труде и об охране труда можно получить административный штраф в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В случае трудового спора у работодателя нет шансов отстоять свою правоту без должным образом оформленных документов.

Кроме того, первичные документы будут основой для начисления «зарплатных» налогов. Поэтому контролирующие органы с большой степенью вероятности их будут проверять при проведении проверки.

6. ИП должен своевременно и правильно оформлять первичные документы при расчетах с покупателями (заказчиками) и поставщиками (подрядчиками). Если упрощёнка с 15% - то и внимательно следить за наличием и оформлением документов, подтверждающих расходы.

7. Насчет социальных пособий работникам. Для работников у ИП на УСН – условия такие же, как и у работодателя-организации. Больничный лист должен быть оплачен в пределах норм, установленных федеральным законом. По умолчанию ИП на упрощёнке практически не может за счет государственного бюджета оплатить больничные листы работникам. Делать это будет можно, если дополнительно уплачивать взносы в ФСС (3% от зарплаты).

(Пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком оплачивается за счет средств Фонда соц. страхования независимо от того, платит ли работодатель дополнительные взносы в ФСС или нет).

Все остальное - в книге "Налоги за 2 часа", которую можно купить на сайте издательства "Альпина Паблишер"

или в интернет-магазине ozon.ru
OZON.ru - Книги | Налоги за 2 часа | Елена Елгина OZON.ru - Книги | Налоги за 2 часа | Елена Елгина

Использованные сокращения
ИП – индивидуальный предприниматель
УСН – упрощенная система налогообложения
ФСС – Фонд социального страхования
ПФ - Пенсионный фонд

8 комментариев:

Елена Логинова комментирует...

Елена, здравствуйте! Пишу Вам по поводу письма Минфина от 02.03.2011г.№03-01-10/1-15, в котором говорится о том, что Положение №14-П не распространяются на ИП. Мой банк изменил процентные ставки по обналичке денсредств, фактически принуждая ИП к обзаведению чековыми книжками, даже если они не ведут наличных операций (как в моём случае). Управляющая отделением банка сообщила, что консультировалась лично с Собецкой И.В.– начальником отдела организации наличного денежного обращения Департамента наличного денежного обращения Банка России и получила ответ, что данное письмо (написанное по запросу того же ЦБ РФ!) никакой силы по отношению к ЦБ РФ не имеет, и ЦБ по-прежнему требует отчётность от банков по кассе ИП в той же форме. Я подумываю сделать письмо в ЦБ с просьбой разъяснения причины, по которой ЦБ игнорирует обязательные (!) указания Минфина и постановление ВАС РФ от 29.06.2010. Но не знаю, насколько это будет продуктивно( Не могли бы Вы дать комментарий к этой ситуации и, может, добрый совет. Заранее спасибо!
С уважением

Лена Елгина комментирует...

Здравствуйте, Елена. Вообще вопрос, конечно, интересный, только требующий много мозговых ресурсов. Я сейчас отчеты за I квартал сдаю, этих самых ресурсов мне сильно не хватает :). А не могли бы дать мне Ваш электронный адрес? (Или написать мне на почту nalog.blog@gmail.com)? Чтобы я Вам письмо написала, если мне что-то умное в голову придет.

Елена Логинова комментирует...

Елена, спасибо, что ответили! Я отправила письмо на Ваш адрес. Успешной Вам сдачи отчётов!)

Ангелина Смирнова комментирует...

Елена,здравствуйте!Подскажите пожайлуста!Мы с мужем зарегистрировались в январе 2011 года,на упрощенке без работников,деятельность пока не ведем,отчисления в ПФР платим,28.04.2011 нам пришла бумага из налоговой о том,что мы должны сдать Сведения о среднесписочной численности работников,которая как вы пишите сдается 1 раз в год, за истекший год,а у нас и года то не прошло!Что делать?И где в нормативных документах можно найти это положение чтобы предьявить в налоговой?Спасибо!

Лена Елгина комментирует...

Здравствуйте.
А что хотят налоговики - чтобы вы им сведения за 2010 год подали?

Вот цитата из пункта 3 статьи 80 НК РФ: "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована)".

То есть - до 20 числа месяца после регистрации сведения должны подать организации. А у ИП нет такой обязанности. Соответственно - смотрите, что именно написано в "бумаге из налоговой" - и либо пишете им, что зарегистрированы в январе 2011 и поэтому не имеете обязанности подавать сведения за 2010 год, либо, что вы - ИП, и поэтому должны подавать сведения о среднесписочной численности только по итогам 2011 года.

Ангелина Смирнова комментирует...

Елена,спасибо!Они хотели чтобы я за 2010 год подала сведения как ноль,до сих пор не могу понять почему!Я подала,чтобы отстали!)В следующий раз буду умнее,ругатся с ними НАДО!Еще раз спасибо, особенно за нормативный акт.

Анонимный комментирует...

Здравствуйте!Я зарегистрировался как ИП,но пока деятельность никакую не виду,нужно ли мне платить налоги или только когда деятельность начну?Заранее спасибо!

Анонимный комментирует...

Доброго времени суток. вот например при регистрации работников Индивидуальный предприниматель платит больше, чем "ООО"?