06 нояб. 2009 г.

Кассовый аппарат. Нужен или нет?

СТАТЬЯ АКТУАЛИЗИРОВАНА НА 2013 ГОД

Для тех, кто с нами впервые:
начало начал – здесь

Естественный вопрос всех начинающих предпринимателей: нужен ли мне кассовый аппарат?

Для начала немного определимся в терминах. Слова «кассовый аппарат» обозначают то же самое, что и слова «контрольно-кассовая техника». Только в законах используется именно это словосочетание - контрольно-кассовая техника (ККТ). Поэтому я тоже буду использовать именно его.

Не имеет значения, зарегистрировались ли вы как ИП или стали учредителем (акционером) организации. Федеральный закон о применении ККТ распространяется на всех.

И в пункте 1 статьи 2 этого закона написано: «ККТ …. применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

То есть берете от покупателей наличные (или покупатели расплачиваются банковскими карточками) – должны иметь зарегистрированный в налоговой кассовый аппарат, выдавать покупателям кассовые чеки и соблюдать прочие формальности, связанные с наличием ККТ.

Но пункты 2, 2.1 и 3 статьи 2 этого закона содержат обширный перечень исключений из этого правила.

Например, имеет значение применяемая вами система налогообложения (вы уже определились с ней?).

Если вы – плательщик ЕНВД, то ККТ вам не нужна. НО. Если вы получаете доходы не только от деятельности, облагаемой ЕНВД (и покупатели платят вам наличными), то ККТ применять обязаны (когда получаете доходы, не попадающие под ЕНВД).

Или вот, например, вид вашей деятельности – розничная торговля. Площадь торгового зала - менее 150 кв.м. Вроде как попадаете под ЕНВД, и ККТ применять не нужно. Но вы продаете (среди прочего или отдельно) подакцизные товары, указанные в подпунктах 6-10 пункта 1 статьи 181 – моторные масла, автомобильный бензин, дизельное топливо, легковые автомобили и мотоциклы.

Так вот, торговля этими товарами не попадает под ЕНВД и доходы от такой торговли облагаются налогами по общей или упрощенной системе (это уже зависит от вас).

Ну и соответственно продавая одновременно и лопаты, и моторные масла, вы должны применять эту самую ККТ при продаже моторных масел.

А при продаже лопат должны (если не выбили кассовый чек) по требованию покупателя выдать документ вместо кассового чека. Это может быть товарный чек, квитанция или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Такой документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для ИП);
- ИНН, присвоенный организации (или ИП), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Итак, вам не нужен кассовый аппарат, если:
- вообще не берете наличные от покупателей, клиентов;
- ваша деятельность облагается ЕНВД, и другой деятельности, не попадающей под ЕНВД, вы не ведете;
- вы оказываете услуги населению и выдаете клиентам бланки строгой отчетности (БСО). Это может пересекаться с ЕНВД, но далеко не всегда. Здесь - полезная информация о БСО;
- продаете газеты и журналы, а также сопутствующие товары в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50%;
- продаете ценные бумаги;
- продаете лотерейные билеты;
- продаете проездные билеты и талоны для проезда в городском общественном транспорте;
- торгуете на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли (КРОМЕ находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами);
- занимаетесь разносной мелкорозничной торговлей продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков (КРОМЕ технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи);
- торгуете в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственными препаратами в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
- продаете в киосках мороженое и безалкогольные напитки в розлив;
- продаете из цистерн пиво, квас, молоко, растительное масло, живую рыбу, керосин,
- торгуете вразвал овощами и бахчевыми культурами;
- принимаете от населения стеклопосуду и утильсырье, за исключением металлолома.

(Список в законе немного длиннее, я взяла из него то, что, на мой взгляд, будет интересно начинающим предпринимателям).

Кроме того, организации и ИП, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

Да, и имейте в виду, что розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 15% без ККТ запрещена статьей 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта". Честно говоря, не знаю, как этот запрет увязывается с разрешением для отдаленных и труднодоступных местностей.

Ну вот. Теперь вы определились, должны ли применять ККТ. Если должны – значит, кассовый аппарат нужно купить (и нужно купить такой, который внесен в Государственный реестр контрольно-кассовой техники).

Потом (или одновременно с покупкой) заключить договор со специализированным Центром технического обслуживания (ЦТО). Специалисты нормального ЦТО помогут вам во всех процедурах и расскажут обо всем, что вы должны делать, имея ККТ.

Потом надо зарегистрировать ваш ККТ в налоговой. Если вы живете в Санкт-Петербурге, то вот эти люди продадут вам ККТ, зарегистрируют ее в налоговой и сделают все что нужно по техническому обслуживанию.

В процессе деятельности вы должны пробивать кассовые чеки (при получении наличных от покупателей), снимать ежедневно Z-отчеты и вести журнал кассира-операциониста.

Конечно, для того чтобы до конца понять, как работать с ККТ, одной моей статьи мало. Поэтому рекомендую книжку
OZON.ru - Контрольно-кассовая техника. Практика применения | Под редакцией Г. Ю. Касьяновой OZON.ru - Контрольно-кассовая техника. Практика применения | Под редакцией Г. Ю. Касьяновой
А теперь вопросы и ответы по теме – из комментариев к этому посту.

Имеет ли право ИП на упрощенке, применяющий только безналичные расчеты работать без ККМ? Какие подводные камин тут могут быть. Как отразится на отчетности.

ИП и организации должны применять ККТ, если принимают за свои товары (работы, услуги) наличные деньги. (Не всегда должны, есть исключения, см. выше). Но если ИП (или ООО) не берет наличные от покупателей, то ККМ ему вовсе не нужна. И это никак не отразится ни на налогах, ни на отчетности.

А каким образом налоговые и контролирующие органы ставятся в известность (или убеждаются), что я без кассы работаю, а только безналом? Дабы не было проблем потом.

Они Вам на слово верят :).
Во-первых, начисление налогов и применение/неприменение ККТ - это параллельные ... как сказать ... процессы.
За неприменение ККТ могут оштрафовать в случае проведения контрольной закупки. То есть когда уполномоченный (на проведение этой самой закупки) сотрудник налоговой покупает что-либо за наличные и не получает от продавца чек (или там получает чек на неправильную сумму и т.п.).
А если Вы вообще не берете наличные от покупателей (заказчиков) - то доказывать никому ничего не должны. Не берете наличные - не имеете обязанности применять ККТ. Все.

Возможна еще такая ситуация. Предположим, что ККТ у Вас нет. Но вдруг появился заказчик, который по безналу заплатить не может, а платит наличными. Вам заказ упускать жалко, поэтому берете наличные. Вариант а): это проведение той самой контрольной закупки (на которую сподвигло налоговые органы информация от Вашего конкурента, например). Тады ой. Выпишут штраф. И если документы (начиная с решения о проведении контрольной закупки) налоговиков будут оформлены грамотно, то шансов отвертеться от штрафа нет. И кстати, ограничений по количеству штрафов нет. Контрольные закупки могут проходить хоть каждый день.

Размеры штрафов: для ИП – 3000 – 4000 руб., для организаций – 30 000 – 40 000 руб.

Вариант б). Это нормальный покупатель, которому просто удобнее платить наличными. Тут у Вас выбор: отражать ли полученные деньги в своих документах (и платить ли с них налоги) или сделать вид, что ничего не было. Обнаружить, что Вы получали некие доходы наличными без ККТ, налоговики смогут только если вы отразите эти суммы в своих документах и в декларациях и только при проведении выездной проверки - раз в три года, а то и позже. Срок давности у такого нарушения, как неприменение ККТ - 2 месяца. Да и наказание можно применять только после проведения контрольной закупки. То есть честно задекларированные Вами «наличные» доходы скорее всего не принесут Вам неприятностей. Если только налоговикам не придет в голову спровоцировать вариант а).

Меня интересует вопрос по Бланкам Строгой отчётности! Сейчас главная задача не тратить деньги на ККМ, сложно ли вести эти бланки при 10-30 покупок в день(инет-магазин)?

Боюсь, Вам не удастся избежать ККТ, если Вы собираетесь все делать по закону. Потому что бланки строгой отчетности вместо ККТ могут применять только плательщики ЕНВД и некоторые другие люди при оказании услуг населению по закрытому списку. Интернет-магазин не входит в этот список и под ЕНВД не попадает.


Все остальное - в книге "Налоги за 2 часа", которую можно купить на сайте издательства "Альпина Паблишер"

или в интернет-магазине ozon.ru
OZON.ru - Книги | Налоги за 2 часа | Елена Елгина OZON.ru - Книги | Налоги за 2 часа | Елена Елгина


PS. Опыт регистрации ККТ в Подмосковье.
Еще немножко вопросов и ответов

Использованные сокращения:
ИП – индивидуальный предприниматель
ККТ – контрольно-кассовая техника
ИНН - идентификационный номер налогоплательщика

60 комментариев:

Никита комментирует...

Спасибо большое за статью, всё стало понятно. Если Вас заинтересует моё предложение по консультированию (платному) малого бизнеса(в частности моего) то напишите по адресу: japanstorelife@gmail.com
Толковый бухгалтер сейчас высоко цениться ;-)

Анонимный комментирует...

Спасибо за статью. Вот только если работать с кассовым аппаратом - по закону - то вообще нет смысла работать, его покупка и обслуживание как раз всю мою прибыль и съест. Вот и вся забота о малом бизнесе и его поддержка о малом бизнесе в нашей стране.

Лена Елгина комментирует...

Конечно, кассовый аппарат с точки зрения маленького бизнеса - это зло. Но, мне кажется, зря Вы так уж безнадежно на это смотрите. У любого бизнеса есть накладные расходы. Цена продажи товара (работ, услуг) должна формироваться таким образом, чтобы эти расходы "отбивались". Можно ли в Вашем случае пересмотреть ценообразование?

Анонимный комментирует...

Лена, вопрос по варианту б: если я например торгую продуктами как оптовик. У меня есть р. счет, но нет ккт. я поставил в магазин продукцию по закону, ну тоесть по накладной как положено, и беру наличные деньги и не отражаю их в доходах (усн 6%) то налоговики могут узнать что я не отразил сумму в доходах если эта накладная у меня есть, и что с ней делать? но у покупателя второй экземпляр накладной остается ведь? как быть помогите пожалуйста!! Спасибо

Лена Елгина комментирует...

Во-первых, покупатель, если он подписывает Вашу накладную, скорее всего потребует у Вас документ, подтверждающий оплату, то есть (если он не платил Вам по безналу) - кассовый чек. Как минимум хотя бы потому, что у Вас остается подписанная им накладная, подтверждающая, что товар он получил. И если нет доказательств, что он его оплатил - Вы можете пойти в суд и через суд требовать от него оплаты (ведь нет документального подтверждения, что этот товар оплачен). Поэтому прежде чем минимизировать налоги таким образом, лучше узнать, согласны ли на это покупатели.

Если Ваш покупатель настолько лоялен к Вам, что согласился покупать у Вас товар и отдавать Вам деньги без подтверждающих оплату документов, то я не вижу проблемы. Наверняка такому покупателю будет все равно, отдаете вы ему накладные или нет. Не отдавайте их :)

Однако имейте в виду. Если Вы отдали товар прежде чем получили оплату, и при этом не потребовали и не заставили покупателя подписать нормальные документы - есть риск остаться без денег за отданный товар. И даже если пойдете судиться - что можно доказать без документов?

Анонимный комментирует...

Елена, здравствуйте! еще вопрос, а в моем случае (на него был последний Ваш комментарий) можно использовать платежную карту, без ккт7 Спасибо.

Лена Елгина комментирует...

Нет, применение платежной карты от ККТ не спасет.
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт":
"ККТ ..., применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг".
:)
Или Вы имеете в виду расчеты через интернет через платежные карты?

Анонимный комментирует...

Здравствуйте Елена. Подскжите пожалуйста, Я ИП на упрощенке, собираюсь открыть интернет-магазин и принимать оплату наличными. Нужен ли мне кассовый аппарат

Лена Елгина комментирует...

Да, нужен. Под ЕНВД интернет-магазин не попадает, поэтому - нужен кассовый аппарат. Вот здесь в комментариях тоже спрашивали про ККТ в интернет-магазине
http://yolgina.blogspot.com/2009/06/iv-6-15.html

Анонимный комментирует...

Нет, я имею в виду банковскую карту, как бы взамен расчетного счета, мои покупатели знают мои реквизиты и перечисляют деньги мне на эту карту. Ведь потом у них будет подтверждение о переводе ден. средств. Спасибо заранее.

Лена Елгина комментирует...

Поручик, вы такой затейник :).

Давайте уточним: Вы продаете продукты собственноручно выращенные или покупаете в одном месте, а продаете в другом?

Если сами выращиваете - то это отдельный вопрос. Если перепродаете, то примерно так.

Если вашим покупателям совершенно все равно, что происходит у них на расчетном счете - такой вариант возможен. Правда, существует опасность, что Вы получите обвинение в незаконном предпринимательстве и Вам начислят налоги с полученных Вами сумм - как минимум НДФЛ (13%).

Кончено, этого не произойдет после первого получения денег, а даже после второго получения, но если деньги от юридических и физических лиц (особенно с назначением платежа "оплата за товары") будут приходить регулярно, то банк поставит в известность об этом налоговый орган.

Ну и тогда - незаконное предпринимательство: штраф + начисление налогов. Как минимум. А если сумма начисленных налогов будет больше сейчасневспомнюкакой суммы, то и уголовная ответственность.

Анонимный комментирует...

Здравствуйте. У меня пекарня и магазин(чик)(вход один). У нас берут хлеб несколько магазинов. Торгуем хлебом у себя в магазине тоже. Нужен ли нам кассовый аппарат? Ответьте пожалуйста

Лена Елгина комментирует...

Мало данных. Вы знаете, попадает ли в Вашем городе и в Вашем случае розничная продажа хлеба под ЕНВД? (Тут еще нюанс - продажа продукции собственного производства под ЕНВД не попадает в любом случае, но я не знаю, как у Вас организовано - пекарня и магазин - одно юр. лицо (ИП) или разные).
Если попадает, и магазины расплачиваются с Вами по безналу - то кассовый аппарат не нужен. Если не попадает, а также если магазины платят Вам наличными - то нужен.

Лена Елгина комментирует...

Правда, с продажей продукции собственного производдства ВНЕЗАПНО все стало не так однозначно. Например, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа защитил налогоплательщика http://www.klerk.ru/law/news/210448/

Александр комментирует...

Спасибо за статью!
Есть такой вопрос, где посмотреть список услуг населению при которых не требуется использование ККТ.
В частности интересует такая ситуация:
есть некая продукция в зарубежном интернет-магазине, я её там покупаю и продаю тут с наценкой, можно ли это оформить как оказание услуг населению по заказу/доставке импортных товаров, попадёт ли это под использование ККТ.
Заранее благодарен за ответ!

Лена Елгина комментирует...

Александр, насколько я понимаю, нет единого документа, в котором перечислены все виды услуг, где не надо применять ККТ. Принимаются отдельные приказы по отдельным видам деятельности. Посмотрите список документов здесь здесь

Что касается Вашего предполагаемого вида деятельности. Что-то у меня сомнения, что это можно оформить как оказание услуг. Если покупаете "на себя" и продаете от своего имени - то получается торговля в чистом виде. Причем платить надо будет ввозные пошлины всякие. Это не значит, что предполагаемая Вами схема в приниципе невозможна. Это значит, что надо советоваться не со мной :).

А что касается ККТ - опять же, зависит от того, какого рода деятельность Вы будете "по документам" вести и попадете ли под ЕНВД.

Анонимный комментирует...

Здравствуйте!!! Подскажите пожалуйста: Я собираюсь оформлять ИП. Планирую продавать сувенирную продукцию различным фирмам. (Товар приходит из Москвы, оплату я его произвожу переводом денег на счет). Как мне сделать что б не приобритать кассовый аппарат??? Но в таком случае как отчитываться перед покупателями ( я всмысле про чеки)??? И какой вид уплаты налога лучше выбрать!!!

Лена Елгина комментирует...

Здравствуйте.
Если Ваши покупатели - "фирмы", то лучший способ - открыт расчетный счет и принимать оплату безналом. Мало кто согласится платить поставщику наличные и еще меньше фирм согласятся платить наличные без получения Вашего кассового чека.

Про вид уплаты налога - не знаю, надо считать в абсолютных цифрах. Ваши потенциальные покупатели - юридические лица, поэтому у Вас выбор - остаться на общей системе налогообложения (потому что юридические лица "любят" НДС http://yolgina.blogspot.com/2008/10/iii.html) или перейти на упрощенку (это проще и выгоднее для Вас, но может не понравиться Вашим покупателям).

Антон комментирует...

Здравствуйте, спасибо за статью!
Можно ли не использовать ККМ интнрнет-магазину детских товаров (коляски, кровати, манежи, игрушки и т.п), если курьерская служба получает у покупателей наличность и перечисляет мне безналом? заранее благодарю за ответ.

Лена Елгина комментирует...

Можно.
ККМ нужна только в том случае, если Ваша организаиця (или Вы) получаете наличные от продажи.
А в описанном Вами случае Вы получаете доход через расчетный счет, ККТ не нужна.

Анонимный комментирует...

Елена, подскажите, открываю фирму, которая будет заниматься оказанием услуг по ремонту компьютеров и т п.
столкнулись с проблемой, как оформить ИП без ККМ при условии работы с физ и юр лицами (включая безнал).
есть ли возможность снизить налоги?
как понимаю по ЕНВД я буду платить налог в случае работы с физ лицами, а в случае с б\налом - будет другая система рассчета. но получается слишком большие затраты... может можете подсказать, как поступить и какую систему налогообложения применять?
заранее спасибо.

Лена Елгина комментирует...

Честно говоря, плохо поняла вопрос. Какие именно налоги и затраты Вы хотите уменьшить? Вы уже считали, сколько примерно получается?
Если оказание таких услуг физическим лицам в Вашем городе попадает под ЕНВД - значит, у Вас нет выбора. Придется платить ЕНВД. Как его уменьшить - нужно искать в Вашем местном нормативном акте про ЕНВД - может быть, там есть какие-то льготы или способы уменьшения налога.
Если второй вид деятельности (услуги юридическим лицам) под ЕНВД не попадают - значит, доходы от этого вида деятельности облагаются налогами по другой системе. И вы должны вести раздельный учет доходов от разных видов деятельности и начислять налоги от "разных" доходов по-разному.
Если вы при регистрации ИП подадите заявление о применении упрощенки (например, с объектом налогообложения "доходы") - то налоговая нагрузка на второй вид деятельности не так уж велика - 6% от дохода.
Насчет расчетов по безналу - а какие Вы имеете в виду "слишком большие затраты"?

Анонимный комментирует...

Здравствуйте! А нет ли каких-либо исключений в отношении использования ККТ в следующем случае: наша компания вообще не ведет расчет наличными средствами, только пластиковыми картами через терминал. При этом все операции по терминалу проводятся без присутствия карты (данные карты клиенты предоставляют в соответствующем заявлении).
Заранее спасибо за комментарий.

Лена Елгина комментирует...

Не смогу ответить. Я не понимаю, каким образом это происходит. Это платежный терминал? Если да - то это не ККТ, но аналогичный фискальный контроль есть. Могу только дать ссылку на федеральный закон о ККТ - вот он: http://base.consultant.ru/nbu/cgi/online.cgi?req=doc;base=NBU;n=103047;dst=0;ts=20638F12BC6C2646995EC560A0525116

Почитайте - мне кажется, Вы разберетесь, нужна Вам ККТ или нет.

Анонимный комментирует...

Доброго времени суток. У меня возник такой вопрос: собираюсь открыть фирму по оказанию юридических услуг, зарегистрирована буду как ИП. Налогообложение - упрощёнка. Обязана ли я иметь кассовый аппарат. Услуги физическим лицам, так что расчётов наличкой не избежать.
Спасибо.

Лена Елгина комментирует...

Ну да. Раз расчетов наличными не избежать, и под ЕНВД Вы не попадаете - значит, нужна ККТ.

Юлия комментирует...

Подскажите, пожалуйста, мы планируем торговать дисконтными картами (единая карта скидок и привилегий ведущих компаний города) в офисах и на улицах. Можно ли это отнести к разносной мелкорозничной торговле продовольственными и непродовольственными товарами? и не использовать кассовый аппарат? Тем более переносной кассы у нас нет... Спасибо.

Лена Елгина комментирует...

Здравствуйте, Юлия. А в Вашем городе разносная мелкорозничная торговля точно попадает под ЕНВД?
У меня в повседневной практике нет ЕНВД, поэтому лучше у меня не спрашивать :).

Анонимный комментирует...

Здравствуйте!
Оформляю статус ИП с кодом ОКВЭД 60.20 "Деятельность такси" и планирую получить лицензию для работы таксистом. Нужно ли мне будет применять "контрольно-кассовую технику"?

Анонимный комментирует...

Добрый день, Елена.
Работаю по ЕНВД. Розничная торговля хозяйственными товарами, частично стройматериалами и инструментом. И может быть есть какие-то виды товаров, попадающие под обязательно использование при продаже ККТ (как в Вашем примере с моторным маслом)?
Сейчас работаю с ККТ, срок эксплуатации его заканчивается.
Могу ли я работать без ККТ, применяя товарные чеки по требованию покупателя для отчета в организациях? Будут ли выдаваемые мной товарные чеки являться отчетными документами для организаций? Нужна ли строгая нумерация товарных чеков?

Анонимный комментирует...

Добрый день, Елена!Прочитла вашу статью, но не смогла разобраться.Ситуация такая - оптовая организация в торговом центре имеет отдельное помещение(торговый зал)в котором сдает в аренду 8 кв.м. предпринимателю. Он осуществляет розничную торговлю (ЕНВД)электротоварами, покупая их у данной организации. Своего торгового зала у предпринимателя нет. Необходимо ли Предпринимателю применять при наличных расчетах ККТ?

Анонимный комментирует...

Уважаемая Елена, помогите пожалуйста в вопросе.. Нужен ли кассовый аппарат ИП в туристической сфере. Я выступаю в роли туристического агентства, продаю людям ( туристам) туры от туристических операторов. Могу ли я перейти на ЕНВД и выправками приходники?

Nikita комментирует...

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, хочу открыть интернет магазин, ИП УСН 6%. Нужен ли ККТ, если товар будет отправлен по почте, а физ. лицо рассчитывается по счету на расчетный счет?
Спасибо.
С уважение Никита

Nikita комментирует...

и какие бумаги я должен отправить вместе с товаром?

Лена Елгина комментирует...

Ответы на комментарии в этом посте
http://yolgina.blogspot.com/2011/12/ii.html

Дамир комментирует...

Добрый день!Помогите пожалуйста!Собираюсь открыть автосуши (регион Татарстан) (в основном доставка продукции и парочку столов(максимум на 10 мест), для того чтобы клиенты могли перекусить на месте) площадь общая планируется 50-60 кв метров максимум. Что мне для этого нужно сделать?Оформлять ИП или ООО?И какая система налогообложения будет лучше( ЕНВД или УСН)?Нужен ли мне ККМ?Или можно обойтись бланками строгой отчетности?

Лена Елгина комментирует...

Попадаете ли вы под ЕНВД - этого я сказать не могу, это зависит от местных нормативных актов - принятых в вашем городе.
Согласно Налоговому кодексу (подп. 8 и 9 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ) под ЕНВД вы можете попасть

2. Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, ... в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв.м по каждому объекту организации общественного питания. ...
9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

Но, Дамир, вы не можете выбирать между ЕНВД и УСН. Если ваш вид деятельности в вашем городе попадает под ЕНВД - то вы должны будете платить именно этот налог. (Если нет - тогда УСН - для вас).

Лена Елгина комментирует...

Насчет "ИП или ООО" - только вы можете выбрать
http://yolgina.blogspot.com/2009/06/blog-post.html

Лена Елгина комментирует...

Если попадете под ЕНВД - то ККТ вам не нужен.
Если не попадете - то придется покупать ККТ. Бланков строгой отчетности для общественного питания не предусмотрено, насколько я знаю.

Irma комментирует...

Подскажите пожалуйста, если я ателье хочу открыть, нужен ли мне ККТ?

Анонимный комментирует...

Добрый день.Подскажите пожалуйста,я ИП и работаю по ЕНВД(продаю автозапчасти и автомасла),после установки ККТ какие дополнительные налоги и сколько буду платить?

Анонимный комментирует...

Здравствуйте!
Подскажите пожалуйста. Оказываем услуги населению по реставрации подушек(подпадает под ЕНВД). Площадь помещения 15 кв.м..Можем ли мы продавать сопутствующие товары(постельное белье,подушки) и не заводить ККТ? Используем бланки строгой отчетности. Необходимо просто указать в налоговой допонительный пункт ОКВЭД(по-помоему) и всё, или что ещё требуется? С уважением.

Лена Елгина комментирует...

Продажа товаров - это другой вид деятельности, розничная торговля. Наверняка он у вас тоже попадает под ЕНВД. Если попадает - придется платить ЕНВД еще и по этому основанию. А кассовый аппарат тогда не нужен, достаточно выписанных от руки товарных чеков

Анонимный комментирует...

Добрый день!
Елена, подскажите, пожалуйста. Зарегистрирована как ИП на УСН, собираюсь открыть торговую точку в торговом центре и продавать кожаные сумки. Нужна ли ККМ? и можно ли просто выписывать товарные чеки? Есди можно работать только с товарными чеками, то как налоги платить?

Лена Елгина комментирует...

А вы в каком городе собираетесь открывать торговую точку? У вас розничная торговля под ЕНВД не попадает случайно? Если попадаете под ЕНВД - то кассовый аппарат не нужен, а налог (ЕНВД) платите в фиксированной сумме, которая зависит от площади торгового зала, а не от выручки.
Если под ЕНВД не попадаете - то нужен кассовый аппарат.

Елена комментирует...

Елена Вы писали мне на почту:"Однако вы, как ИП, можете каждый день оформлять документы таким образом, что получится, что в кассе на конец дня никакого остатка нет, следовательно, в банк сдавать нечего."
а могли бы Вы подробнее описать как конкретно это все оформить? и зависит ли размер налогов от наличия или отсутствия р/с? И еще Вы писали в блоге, что все расходы необходимо подтвердить документально, а как это сделать? Какие документы нужны для того чтобы например "списать" покупку принтера или компьютера или ту же покупку товара????
Заранее спасибо.

Елена комментирует...

И как я поняла, то ИП вообще модет не открывать р/с, если он ему не нужен???? или я ошибаюсь?

Лена Елгина комментирует...

"а могли бы Вы подробнее описать как конкретно это все оформить"

Елена, я собираюсь про это целую книжку написать. Для начала - пост в блоге (но его все равно будет мало). В комментарии я не смогу описать порядок оформления кассовых операций. Могу посоветовать поискать книжку - либо вообще про документооборот или про первичные документы бухгалтерского учета, либо книжку конкретно про кассовые операции. Можно брать старую и дешевую книжку, потому что кассовые документы и порядок их заполнения не менялись с 1998 года. (С 2012 года изменились только обязанности ИП по отношению к учету наличных). Еще могу посоветовать тему на форуме http://forum.klerk.ru/showthread.php?t=436492

Лена Елгина комментирует...

" И еще Вы писали в блоге, что все расходы необходимо подтвердить документально, а как это сделать? Какие документы нужны для того чтобы например "списать" покупку принтера или компьютера или ту же покупку товара????"

У Вас упрощенка с 15%?

У вас должно быть:
1. Товарная накладная формы ТОРГ-12 от поставщика на купленный товар, и в ней должны быть указаны ваши реквизиты - ИП (ООО) такой-то, адрес, банковские реквизиты (если есть), код по ОКПО, подписи ответственных лиц, печати поставщика и покупателя (если у вас есть печать).
2. Платежный документ, подтверждающий, что вы оплатили товар – платежные поручения и выписки банка (если платили по безналу) или кассовые чеки от поставщика, если платили наличными. При оплате наличными, кстати, накладную ТОРГ-12 может заменить товарный чек, но предпочтительнее ТОРГ-12.
И имейте в виду, что касается товаров (того, что предназначено для продажи) - вы можете уменьшить налоговую базу только на стоимость уже проданных товаров. То есть – купили 10 шт. по 10 руб. на сумму 100 руб., продали 50 шт. по 12 руб. на сумму 60 руб. Фактический расход – 100 руб. Но налогооблагаемый доход тем не менее равен 10 руб.:
60 руб. (доход) – 50 руб. (покупная стоимость проданного товара) = 10 руб.

Что касается прочего, покупаемого "для себя", а не для продажи - требования к первичным документам такие же. Если цена имущества менее 40000 руб. - можно сразу списывать в расходы. Если больше 40 тыс. - то, возможно, это имущество является так называемым основным средством, и его стоимость списывается в расходы по-другому.

Лена Елгина комментирует...

"И как я поняла, то ИП вообще модет не открывать р/с, если он ему не нужен???? или я ошибаюсь?"

Да, ИП может не открывать. ИП может без рисков и труда оформлять кассовые документы так, чтобы на конец дня в кассе ничего не оставалось.

(Хотя если есть наемные продавцы, кассиры и т.п., то в строгом учете движения наличных есть смысл).

Но. Дело в том, что расчетный счет все-таки может понадобится для закупок. Запрещены расчеты наличными между ИП, юрид.лицами, превышающие 100 тыс. руб. по одной сделке. То есть, например, у вас есть постоянный поставщик. Он согласен брать наличные, и выдает при этом кассовый чек. Но как только общая сумма наличных превышает 100 тыс. - вы оба рискуете получить штраф за нарушение кассовой дисциплины. То есть или надо будет оформлять документы таким образом, чтобы было несколько договоров - и по каждому сумма наличными не превышала 100 тыс. Либо платить по безналу.

Ксения Стриж комментирует...

Здравствуйте, скажите, пожалуйста. Мы ООО на ОСНО, под ЕНВД не попадаем, ККТ нет, могут ли нам физ лица по расчетному счета перечислять денежные средства? какие нужны документы?заранее спасибо

Лена Елгина комментирует...

Здравствуйте.
Конечно, физ. лица могут перечислять вам деньги на расчетный счет. Со своего расчетного счета или по квитанции через Сбербанк. (По квитанции через Сбербанк плательщику невыгодно, потому что Сбербанк берет комиссию 3% от суммы, но не менее 30 руб.).
Документы для таких покупателей - те же, что и для "плательщиков налом", за исключением кассового чека. То есть если товары продаете - товарный чек, если услуги оказываете - акт сдачи-приемки услуг.
Если речь идет об услугах или о цифровых товарах, то иногда можно обойтись без акта сдачи-приемки. Но надо с юристом советоваться, какого рода должен быть договор с покупателем и что является подтверждением того, что услуги оказаны.
А подтверждением оплаты и для покупателей (заказчиков), и для вас является выписка банка.

Ксения Стриж комментирует...

Елена, а договор купли-продажи не подойдет и выставление товарной накладной, вместо товарно чека(у нас продажа продукции собственного производства)? Еще раз спасибо

Лена Елгина комментирует...

Товарная накладная - форму ТОРГ-12 имеете в виду? Можно ее использовать вместо товарного чека. Просто она предназначена не для розничной торговли, но использовать ее при продажах физическим лицам не возбраняется. Только там в реквизитах покупателя будет нечего писать.

Договор купли-продажи подойдет. Про договор я заговорила, потому что при примерещилось, что у вас интернет-магазин или что-то вроде дистанционной торговли. Что покупатель сначала переводит деньги, а потом ему привозят (присылают) покупку. В этих случаях важно в оферте прописать разнообразные условия, касающиеся не только оплаты, но и качества товара, порядка возврата и т.п., чтобы не портить себе репутацию в случае недоразумений. (Хотя, с другой стороны, это важно и в любом другом договоре...)

В общем, кажется, я зря морочу Вам голову про договоры.

Анонимный комментирует...

Елена? Прежде хочу сказать спасибо, Приятно читать ваши ответы все четко и понятно. И хочу спросить у нас ООО фактически не работает на ОСНО, хотим вот деятельность на ЕНВД, т.е. на ОСНО ничего, все на ЕНВД. В связи с этим вопросы: 1. ККМ нужен или нет или ККМ не нужен только ИП на ЕНВД.
2. БСО нужно регистрировать в налоговой? 3. Налоговую нужно уведомлять о деятельности на ЕНВД или просто сдавать декларации? 4. Планируем и розницу и услуги в одном месте как в этом случае считать по каждой деятельности отдельно и две декларации сдавать? Вообщем пишу и понимаю что ничего не смыслу в ЕНВД, может заодно посоветуете где прочитать кроме НК. Заранее спасибо

Лена Елгина комментирует...

Спасибо за отзыв
По вопросам
1. ККТ не нужна всем, кто на ЕНВД - и ИП, и организациям
2. Нет, БСО не надо регистрировать в налоговой. Тем не менее хлопот с ними много.

У меня в практике нет ЕНВД (в Москве ЕНВД почти не применяется), и с БСО я плотно не работаю. Так что лучше я вам ссылки дам на энциклопедию с klerk.ru

БСО
http://wiki.klerk.ru/index.php/%D0%91%D0%A1%D0%9E

ЕНВД
http://wiki.klerk.ru/index.php/%D0%95%D0%9D%D0%92%D0%94

Имейте в виду: приняты поправки в Налоговый кодекс, и с 2013 года вы сможете выбирать, платить ЕНВД или платить налоги по другой системе. А до конца 2012 года должны платить ЕНВД и отчитываться по ЕНВД, если ваш вид деятельности попадает под него. Только, если вы в 2012 году попадаете под ЕНВД, а с 2013 года решили от нее отказаться, надо налоговую уведомить об этом до, кажется, 20 декабря.

Анонимный комментирует...

Елена спасибо за ссылки, у нас тоже опыта по ЕНВД никакого всегда работали на ОСНО. Я тоже слышала что с БСО хлопот много. Изучала патент но для него надо ИП открывать не хотелось лищней возни, тем более, что свободное ООО есть

Анонимный комментирует...

Вопрос. Я на ЕНВД. Две торговые точки. Имею ли я право в одной точке применять ККТ, в другой использовать ЧПМ.

Лена Елгина комментирует...

А обе точки попадают под ЕНВД? (Может, одна площадью больше 150 кв.м?) Если вы точно попадаете под ЕНВД, то кассовый аппарат можете вообще не применять. Если применяете - ваше личное дело. Наказаний за применение ККТ в тех случаях, когда ее применять не надо, насколько я знаю, не существует. Наказаний за применение ЧПМ и ККТ одновременно, насколько я знаю, тоже не существует.

Анонимный комментирует...

Здравствуйте! Скажите пожалуйста. Столовая и буфеты принадлежащие университету, обязаны ставить ККА?