ВНИМАНИЕ!

17 июн. 2009 г.

Зачем нужен бухгалтерский учет - II (Самоучитель по бухгалтерскому учету - II)

начало начал - здесь
первая статья «Зачем нужен бухучет» - здесь

В прошлый раз мы выясняли, для чего итальянец Лука Пачоли в XV веке изобрел бухгалтерский учет и почему мы пользуемся этим изобретением до сих пор. Сегодня продолжаем разговор.

Итак, бухгалтерский учет нужен прежде всего для удобства собственников бизнеса. Но налоговым органам тоже интересно, каково финансовое положение налогоплательщиков. И поэтому организации, применяющие общую систему налогообложения, а также плательщики ЕНВД должны сдавать бухгалтерские отчеты в налоговую.

От этой обязанности избавлены все ИП и организации, которые применяют «упрощёнку».

У тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения (и ИП, и ЮЛ), есть своя форма учета – специально разработанная Минфином «Книга учета доходов и расходов». В ней упрощенцы записывают доходы и (те, кто платит налог по ставке 15%) расходы. Эта «Книга…» нужна для того чтобы правильно рассчитывать налоговую базу. То есть исключительно для налогового учета. И данные в ней так и записываются – пришли деньги – доход, ушли деньги – расход (если сумма документально подтверждена, экономически обоснована и соответствует перечню статьи 346.16 НК РФ).

А бухгалтерский учет упрощенцы не должны вести, как мы уже выяснили. Но тем не менее – имеют право.

Так надо ли вести бухгалтерский учет организации, которая применяет упрощенную систему налогообложения?

Во-первых, если вы внимательно читали предыдущий пост, то могли вместе со мной прийти к выводу, что бухгалтерский учет – важная и нужная вещь, если руководитель умеет им правильно пользоваться.

Во-вторых, ООО (и ЗАО, и ОАО) распределяют прибыль (выплачивают дивиденды), сумма которых определяется по данным бухгалтерского учета. Независимо от того, какую систему налогообложения эти ООО и ЗАО применяют.

Позиция Минфина по поводу ведения бухучета для распределения прибыли однозначная - вести его надо. Даже если прибыли пока никакой нет.

Дело в том, что бухгалтерский учет ведется непрерывно. То есть с начала деятельности и в течение всего срока жизни организации. Поэтому, если не вести учет, например, два года, то потом, чтобы начать его вести, его нужно будет восстанавливать за эти два года.

Это нужно для того чтобы иметь сумму нераспределенной прибыли (или непокрытого убытка) на начало того года, в котором «начнется» бухучет. Иначе данные бухгалтерского учета будут недостоверными, что противоречит Закону «О бухгалтерском учете». (А цена восстановления учета - примерно такая же, как и цена текущего бухгалтерского обслуживания, только оплачивать ее придется сразу за два года, а не помесячно в течение двух лет).

С одной стороны, достоверность в данной ситуации учредителям часто не нужна (особенно если учредитель единственный).

С другой стороны, все-таки нужно иметь существенные доказательства того, что выведенная в бухучете сумма прибыли, которую учредитель получил в качестве, условно говоря, дивидендов, - правильная.

Потому что:
а) доходы, полученные в качестве дивидендов (распределения прибыли), облагаются НДФЛ по ставке 9%. В отличие от всех прочих доходов, которые облагаются по ставке как минимум 13%;
б) такие доходы не облагаются страховыми взносами в Пенсионный фонд и взносами в ФСС.

Рассмотрим ситуацию. Вы выплатили себе как участнику ООО дивиденды. При этом удержали НДФЛ по ставке 9%. Через пару лет пришли налоговики с выездной проверкой. Ага, говорят, вот видим, что ФИО получил ХХХ руб. Видим Решение учредителя о распределении прибыли. А не видим, по каким основаниям распределяется именно эта сумма. А не в два (или в три) раза меньшая. Видать, ФИО просто так деньги от организации получил. Сейчас мы ФИО доначислим НДФЛ, а вы идите доплачивайте страховые взносы.

И тут придется с ними судиться. Скорее всего, суд будет на стороне налогоплательщика. Особенно если налогоплательщик предоставит убедительные доказательства, что выплаченная сумма дивидендов – правильная.

Ну и еще. ООО имеет право распределять прибыль ежеквартально, раз в полгода или ежегодно - в зависимости от того, что написано в Уставе ООО.

Если в Уставе ООО написано, что прибыль распределяется ежеквартально, то вы можете ежеквартально ее распределять. С точки зрения налогообложения это гораздо выгоднее, чем платить себе, например, большую зарплату или премии.

И обратите внимание. Бухгалтерский учет ведется, грубо говоря, «по начислению». То есть доход в бухучете возникает не в тот день, когда вы получили аванс, а в тот день, когда вы с покупателем подписали товарную накладную (акт сдачи-приемки услуг). А расход – не в тот день, когда вы перечислили деньги, а в тот день, дата которого стоит на «входящей» товарной накладной (акте). (При расчете налога на прибыль тоже в большинстве случаев используется метод начисления).

Основные средства в бухучете учитываются не так, как при расчете налоговой базы при упрощёнке.

Это и еще ряд отличий могут привести к ситуации, когда вроде бы прибыли быть не должно, однако по данным бухучета она есть.

Например, стоимость приобретенных товаров учитывается в расходах только после того как товар продан. А непроданные товары просто числятся в составе активов. Вот Вы товар купили и заплатили за него 100%, однако продали в отчетном квартале не полностью. То есть доход есть, а расход - не в сумме, уплаченной за товар. а в сумме, равной стоимости проданного товара. Таким образом, по итогам квартала - прибыль. Которую можно «распределить» в карман(-ы) участника(-ов) (если это целесообразно).

Продолжение темы бухгалтерского учета - здесь.

В следующий раз поговорим о том, как влить деньги в свою организацию. То есть на тему «как загнать деньги на расчетный счет, если нужно делать расходы, а доходов на это пока не хватает».

Все остальное - в книге "Налоговый ликбез".

Использованные сокращения
ИП – индивидуальный предприниматель
ЮЛ – юридическое лицо
ЕНВД – единый налог на вмененный доход
ООО – общество с ограниченной ответственностью
ЗАО – закрытое акционерное общество
НДФЛ – налог на доходы физических лиц
ФСС – Фонд социального страхования

8 комментариев:

Андрей комментирует...

Здравствуйте!Вот тут непонятно:
" И поэтому организации, применяющие общую систему налогообложения, а также плательщики ЕНВД должны сдавать бухгалтерские отчеты в налоговую."
При ЕНВД разве должны?

Лена Елгина комментирует...

Здравствуйте, Андрей.
Организации - должны. Согласно Федеральному закону "О бухгалтерскмо учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ от ведения бухучета освобождаются только организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (и то не полностью). А все остальные организации - должны вести бухучет (и поэтому должны сдавать бухгалтерские отчеты в налоговую).

Андрей комментирует...

Понятно. ИП не должен,даже если у него есть работники?

Лена Елгина комментирует...

ИП не должен вести бухгалтерский учет. Но, если нанимает работнков - должен вести кадровый учет (это совсем другая история). Кроме того, сдавать декларации по налогам, в том числе зарплатным ИП должен. И платить эти самые налоги тоже должен. :)

Андрей комментирует...

Спасибо!Буду платить:).

Елена комментирует...

Елена,здравствуйте! Большое спасибо за толковый и полезный сайт! Вы не могли бы подсказать, как грамотно отразить в бухучёте банковские операции по обслуживанию р/с, комиссионные банк. услуги и др. И на какой счет относить списание средств - 60? Извините, если вопрос не по теме

Лена Елгина комментирует...

Здравствуйте, Елена.
Это прочие расходы и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Мне кажется правильным списывать их проводкой Дебет 91 (прочие расходы) - кредит 51. Программа "1С: Бухгалтерия" тоже предполагает такой способ: там в аналитике по счету 91 есть даже специальная статья "Расходы на услуги банков".
60 счет, ИМХО, здесь использовать вообще не нужно.
Хотя я на каком-то форуме видела, человек написал, что его аудиторы сказали, что нужно банковские услуги проводить через 76 счет. Но ничем не обосновали. Мне такое кажется бессмысленной тратой времени.

Лена Елгина комментирует...

Да, если работаете в 1С - услуги банка лучше проводить документом "Платежный ордер на списание деенжных средств" (а не "Платежное поручение исходящее").