10 дек. 2007 г.

Чем меньше ты знаешь о налогах, тем больше их платишь

Почти каждого начинающего предпринимателя интересует, как ему оформить отношения с государством. И сколько он должен будет государству отстегн… э-э-э … сколько он должен будет уплатить налогов, чтобы спать спокойно. И сколько при этом денег останется у него в кармане.

Некоторые начинающие бизнесмены думают, что платить налоги совсем не обязательно. Такие предприниматели должны знать, что за неуплату налогов в сумме свыше 500 тыс. руб. им грозит уголовное наказание: от штрафа в размере 100 тыс. руб. до лишения свободы сроком на 6 лет (ст. 198, 199, 199.1 УК РФ).

(А вообще-то уголовная ответственность для физических лиц начинается с 250 тыс. неуплаченных налогов).

Неуплата налогов в меньшем размере наказывается штрафами в размере 20 или 40 (обычно 40) процентов от неуплаченной суммы плюс другие санкции (ст. 52-77, ст. 106-129.2 НК РФ, глава 15 КоАП РФ).
(Когда-нибудь я напишу о возможных наказаниях за неуплату налогов подробно).

Так вот, если начинающий предприниматель уверен в том, что:
- его покупатели всегда будут расплачиваться наличными, и среди них не окажется инспектор из налоговой службы;
- его покупателям никогда не понадобятся документы, подтверждающие, что они приобрели что-либо у этого предпринимателя;
- у него никогда не появятся конкуренты, недовольные покупатели (клиенты), обиженные сотрудники;
- не возникнет других потенциальных источников информации для налоговой службы,
то он, наверно, может не платить налогов совсем.

Однако если такой уверенности нет, то лучше вести легальный в смысле налогов бизнес. Тем более что налоговая нагрузка на организации (да и на граждан) в Российской Федерации не так страшна, как это может показаться человеку, увидевшему первый раз в жизни Налоговый кодекс.

Конечно, всяким делом должен заниматься профессионал. И когда начинающий предприниматель перестанет быть начинающим, в штате у него появятся юристы и бухгалтеры. Но пока полноценно загрузить работой этих прекрасных специалистов он вряд ли сможет.

Кроме того, любой бизнесмен, и особенно начинающий, должен ориентироваться и в налогообложении, и в бухгалтерском учете, и во многих юридических вопросах.

Принимая решения – выбирая поставщика (подрядчика), рассчитывая стоимость своего товара (работ, услуг) для покупателей, нанимая на работу людей и т. д. – предприниматель должен знать, каким образом принятое решение повлияет на размер налогов, которые он уплатит, и дивидендов, которые он получит. И нужно иметь в виду, что практически каждое действие влияет на эти суммы.

И знания эти необходимы не только собственникам бизнеса, но и наемным руководителям, не правда ли?

В своем блоге я буду писать о налогообложении и бухгалтерском учете для тех, кто ничего (мало что) в этом понимает, но хочет разобраться. Я ориентируюсь на учредителей (участников ООО, акционеров ЗАО) и руководителей, а также на тех, кто только собирается стать учредителем или (и) руководителем. То есть на людей, которым не нужно вникать во все нюансы расчета налогов и составления налоговой отчетности, но при этом они должны иметь о них ясное представление и понимать, где на этих самых налогах можно сэкономить, не рискуя оказаться под следствием.

Предположим, вы уже сформулировали ответы на вопросы о том, что вы будете продавать и где будете это брать, кому будете продавать и как привлекать покупателей, а также где взять деньги «на старт». Теперь вам нужно:

1. Выбрать, какую организационно-правовую форму примет бизнес: будет ли это юридическое лицо или бизнесмен зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.

2. А потом нужно определиться с системой налогообложения.

3. Зарегистрироваться в налоговой. Зарегистрироваться как ИП вполне можно самостоятельно. Вы можете воспользоваться услугами вот этого сервиса. Организацию тоже можно зарегистрировать самостоятельно, но это сложнее. Если нет желания это делать самостоятельно и есть деньги, лучше обратиться к помощи специализированных фирм.

4. Если предполагается, что ваши покупатели (заказчики) будут расплачиваться наличными, то нужно определиться, должны ли вы согласно действующему законодательству использовать контрольно-кассовую технику (ККТ). В общем случае при расчетах наличными ККТ должна использоваться, но есть много исключений.

5. Определиться, нужно ли получать лицензию на осуществление своего вида деятельности. На большинство видов деятельности – не нужно. Однако никогда не мешает проверить. Порядок и условия получения лицензий вы можете узнать на сайте госуслуг

6. Узнать, должны ли вы получать сертификаты на свою продукцию

7. Возможно, до начала деятельности вам придется отправить специальное уведомление в Роспотребнадзор.


Все остальное - в книге "Налоги за 2 часа", которую можно купить на сайте издательства "Альпина Паблишер"

или в интернет-магазине ozon.ru
OZON.ru - Книги | Налоги за 2 часа | Елена Елгина OZON.ru - Книги | Налоги за 2 часа | Елена Елгина


Использованные сокращения
НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации
КоАП РФ – Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации
УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации

6 комментариев:

Боголюб комментирует...

"Кроме того, любой бизнесмен, и особенно начинающий, должен ориентироваться и в налогообложении, и в бухгалтерском учете, и во многих юридических вопросах."

Уважаемая Елена!
Полностью согласен с Вами!
Я инженер систем водоснабжения. после 10 лет работы на водоканале оказался на инвалидности. Ограничен в движении - хожу на костылях. Ранее никогда серьезно не задумывался о бизнесе. Но оказавшись на пенсии инвалида понял, что преступно пренебрегать экономической силой и финансовой независимостью. Сейчас хочу серьезно заниматься бизнесом, а не висеть у жены на шее.
А это невозможно без компетентности в сфере бух-рии, налогов и юриспруденции.

В бижайшее время планирую пройти курсы по бухгалтерии. Это по льготам инвалида, от центра занятости населения.
Елена, скажите, там есть разные варианты: 1С в разных вариантах. Что бы Вы посоветовали мне? я планирую открыть свой небольшой бизнес. и еще выучиться на финансовый менеджмент в ВУЗе

Лена Елгина комментирует...

Альберт, курсы бухучета - вещь неплохая, в принципе. Насчет 1С. Если речь идет об "1С: Бухгалтерия", то самое главное - понять принципы, по которым ведется бухучет. После этого можно научиться работать в любой бухгалтерской программе любой версии. Версия "1С: Бухгалтерия.8" мне лично нравится гораздо больше, чем версия "...7.7".
Если Вы имеете в виду выбор между "1С. Управление...", "1С. Торговля..." и т.п. - это не чисто бухгалтерские программы, хотя с бухгалтерской 1С они хорошо совместимы. В общем и целом, если есть возможность поучиться работать в нескольких программах - надо этой возможностью воспользоваться. С другой стороны, когда Вы поймете основные принципы, то сможете научиться работать в любой программе самостоятельно.
Вот как-то так. Если Вас интересует какой-то конкретный выбор - напишите :)

Анонимный комментирует...

У вас была статья о регистрации ООО. Пошаговая инструкция. Не могу её найти.Помогите,пожалуйста.

Елена комментирует...

я ИП с февраля месяца.
в штате сотрудников нет.писала заявление на УСН.
работаю каждый день и ничего до сих пор не платитла.не знаю-с чего и начать.и куда бежать.
налоги,декларации,пенсионное.....
подскажите,пожалуйста...

Лена Елгина комментирует...

Ответ на комментарий от 01.10.2010.

Не было такой статьи. Про регистрацию ООО я не писала. Была статья о том, как внести изменения в устав в связи с принятием нового федерального закона, вот эта
http://yolgina.blogspot.com/2009/10/blog-post_22.html

Лена Елгина комментирует...

Ответ на комментарий от 18.10.2010

Елена, Вы должны были до 25 октября уплатить налог по итогам 9 месяцев, если были доходы (или, если у Вас упрощенка с 15% - если доходов было больше, чем оплаченных и документально подтвержденных расходов).
Если Вам не приходило письмо из Пенсионного фонда о постановке на учет и квитанции на уплату страховых взносов - сходите в свое отделение Пенсионного фонда, они рассчитают Вам сумму взносов за 2010 год, которые нужно уплатить до 31 декабря.

До 20 января 2011 Вам надо будет подать в налоговую сведения о среднесписочной численности, до 1 февраля 2011 - отчитаться в Пенсионном фонде об уплаченных за 2010 год взносах. В апреле - сдать декларацию по налогу при УСН в налоговую и уплатить налог за 2010 год и за I кв. 2011 года.