19 сент. 2008 г.

Упрощенка – II

Для тех, кто с нами впервые:
начало начал - здесь
начало саги об УСН – здесь
личные консультации от автора этого блога – nalog.blog@gmail.com

Как мы узнали в прошлый раз, люди и организации, которые приняли решение платить налоги по упрощенной системе налогообложения, могут выбирать, как платить налог: 6% с полученных доходов либо 15% с суммы, которая рассчитывается как «доходы минус расходы».

Выбор этот (выбор объекта налогообложения) нужно зафиксировать в заявлении на применение УСН, которое подается, как мы тоже выясняли, либо при регистрации, либо в период с 1 октября по 30 ноября.

Выбрав, упрощенец не имеет права изменить объект налогообложения до конца календарного года.

Доходы и расходы при упрощенной системе налогообложения учитываются при расчете налога «по факту». То есть получили деньги – доход, потратили – расход (Исключение – выданные авансы. Они становятся расходом после «закрытия» аванса).

Я пишу об этом особо, потому что у плательщиков налога на прибыль это не так.

Кроме разницы налоговых ставок, у каждого объекта налогообложения есть свои особенности.

1. Те, кто выбрал «доходы минус расходы», при получении убытков по итогам года (когда расходов больше, чем доходов) должны заплатить так называемый минимальный налог.
Он рассчитывается как 1% от суммы полученной выручки.

То есть если налогоплательщик (организация или ИП, неважно) за календарный год получил, например, доход в сумме 15 млн. руб., а расходов сделал за это же время на 16 млн. руб. (то есть получил убыток в сумме 1 млн. руб.), то он обязан заплатить в бюджет 15 млн. руб. х 1% = 150 тыс. руб.

Минимальный налог (1 процент от выручки) придется заплатить и в том случае, если расходов меньше, чем доходов, но ненамного :). А именно, если сумма налога, рассчитанная в общем порядке, меньше, чем сумма минимального налога.

Например, налогоплательщик получил доход в сумме 15 млн. руб., а расходов сделал на сумму 14,5 млн. руб. В этом случае налог, рассчитанный в общем порядке, равен (15 млн. – 14,5 млн.) х 15% = 75000 руб.

А сумма минимального налога равна 15 млн. х 1% = 150 000 руб.

Таким образом, налогоплательщик обязан заплатить не 75000 руб., а 150 000 руб.

Если доходов будет значительно больше, чем расходов, то платится 15% от разницы.

То есть, например, доходов – 18 млн. руб., а расходов – 13 млн. руб. Прибыль – 5 млн. руб. Налог – 5 млн. руб. х 15% = 750 тыс. руб.

2. Список расходов, которые могут уменьшить доходы при расчете налога, закрытый (см. статью 346.16 НК РФ). То есть уменьшить налог может большинство расходов, но не каждый из них.

При этом требования к расходам такие же, как и к расходам при расчете налога на прибыль – документальная подтвержденность и экономическая обоснованность.

Приятная новость. При приобретении основных средств «упрощенцы» могут уменьшить налоговую базу по своему налогу на стоимость этого имущества гораздо быстрее, чем те, кто применяет общую систему налогообложения.

३.Те, кто выбирает объектом налогообложения «доходы», платит 6% от всей суммы полученной выручки.

Но при этом налог можно уменьшить на:
- сумму уплаченных страховых взносов;
- сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

Правда, уменьшить налог таким образом можно не более чем в два раза. Но, особенно если Вы платите работникам «белые» зарплаты, фактически сумма налога составляет 3% от полученной выручки.

4. Что не зависит от объекта налогообложения.

Налоговый период при применении упрощенки – календарный год. Отчетный период – квартал.

То есть налогоплательщик должен платить налог каждый квартал. А декларацию надо сдавать один раз в год.

При этом (так как налоговый период - год) каждый раз доходы и расходы рассчитываются не за прошедший квартал, а с начала года.

При этом сумма налога, заплаченная за, например, I квартал, уменьшает сумму налога, рассчитанную по итогам полугодия.

При всей своей простоте и минимальном количестве налогов, упрощенка выгодна не всегда.
Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Использованные сокращения:
УСН – упрощенная система налогообложения
ИП – индивидуальный предприниматель

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации



5 комментариев:

sadchikov комментирует...

Расходы
Ознакомился со статьей 346.16 НК РФ.
Насколько понял, я, как физ.лицо могу сдавать в аренду своему ООО автомобиль для доставки товара.
В этом случае ООО является моим налоговым агентом, вычитает 13% НДФЛ.
ООО расходы на аренду автомобиля может учесть согласно статьи 346.16 НК РФ.

Вопрос:
1)Каким образом указать, что ООО будет нести расходы ГСМ, а также текущий ремонт? Прописать в договоре аренды?

3)Какие подводные камни здесь еще могут быть? Есть ли ограничения на сумму договора аренды?

Лена Елгина комментирует...

1)Каким образом указать, что ООО будет нести расходы ГСМ, а также текущий ремонт? Прописать в договоре аренды?

Да, прописать в договоре аренды. Личные расходы - вроде ОСАГО - в договор аренды включать не надо.

3)Какие подводные камни здесь еще могут быть? Есть ли ограничения на сумму договора аренды?

Расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными. Для этого нужно будет вести путевые листы (есть установленная форма), в которых фиксируются маршруты и километраж. Маршруты, как Вы понимаете, должны убеждать налоговый орган в том, что машина ездила ради осуществления предпринимательской деятельности - например, к поставщикам, к клиентам (по крайней мере, потенциальным клиентам) и т.п. Километраж должен соответствовать маршрутам и оправдывать (хотя бы приблизительно) сумму расходов на бензин (которая так или иначе будет заложена в арендной плате в Вашем случае).

Что касается суммы договора аренды - опять же, экономическая обоснованность. Если три месяца аренды покрывают собой стоимость машины - вряд ли это можно назвать экономически обоснованным решением.

sadchikov комментирует...

Отражаются ли расходны на открытие фирмы и расчетного счета в бух.учете?

sadchikov комментирует...

Поискал информацию klerk.ru на тему. Можно ли учитывать расходы на открытие фирмы или нет? Мнения расходятся.

Подскажите пожалуйста.

Лена Елгина комментирует...

Антон, как Вы пишете, мнения расходятся. Так что это тоже будет ИМХО.
Я придерживаюсь позиции (и это
позиция налоговых органов также), что расходы, сделанные до даты
государственной регистрации фирмы, являются личными расходами
учредителей. Поэтому, если дата документа, подтверждающего расход,
раньше, чем дата регистрации фирмы - такие расходы нельзя учесть как
расходы фирмы.
Единственное - в уставе может написано, что учредитель(-и) оплачивает
свою долю (часть доли) путем расходов на регистрацию (формулировка у
меня кривая, но суть, я думаю, Вы понимаете) - тогда да, документально
подтвержденные расходы можно учесть как оплату доли в уставном
капитале.