ВНИМАНИЕ!

7 авг. 2009 г.

Моя немая не моя…

начало начал - здесь


Заголовок маловразумительный (это из стихотворения про любовь :)), но мне нравится.
В прошлый раз мы обсуждали, как выводить деньги из бизнеса в собственный карман законными способами. И упомянули, что один из способов получить доход от организации – продать ей свое имущество.

Способ этот нельзя применять более двух раз в календарном году, потому что физ. лицо - продавец может попасть под обвинение в незаконной предпринимательской деятельности. (Некоторые эксперты считают, что и два раза в одном календарном году – уже много). Но тем не менее способ актуален.

(Предупреждаю: для ИП этот вопрос неинтересен). Итак, формулируется вопрос примерно следующим образом.

«Мы зарегистрировали ООО год назад, деятельность не велась. Недавно сняли офис. Поставили там мебель, компьютеры – принесли из дома, и работаем. Покупали это все давно и не от имени организации, документов, подтверждающих покупку, нет.
Каким образом эту мебель и технику учитывать на балансе организации?»

Обычный в таких случаях совет – купить имущество у физических лиц – учредителей (участников).

Для покупки оформляется договор купли-продажи и акт приема-передачи имущества. Акт является основанием для оприходования имущества в бухгалтерском и налоговом учете. (Если это основное средство, нужно будет составить еще один-два документа).

Если нет желания выводить деньги из организации сразу после подписания акта, можно в договоре указать, что оплата производится в течение 12 (24, 36 и т.д.) месяцев после подписания акта.

Впрочем, если организация совсем не заплатит учредителю-продавцу, то. наверно, он не подаст на нее в суд :). По крайне мере, пока сам является участником (акционером) этой организации :).

Доход, полученный физическим лицом по договору купли-продажи, облагается НДФЛ. Но организация, оплачивая покупку, не должна удерживать НДФЛ и перечислять его в бюджет (а например, при выплате зарплаты – должна). То есть физ. лицо - продавец получает на руки ту же сумму, которая указана в договоре купли-продажи.

Итак, физ. лицо получает доход, облагаемый НДФЛ. Но платить его не надо. Потому что при продаже имущества физ. лицо имеет право на имущественный налоговый вычет (подп. 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса), в сумме 125 000 руб., если владело имуществом менее 3 лет, и в полной сумме, вырученной за проданное, если владело имуществом более 3 лет.

(Это если речь идет не о недвижимости. При продаже-покупке квартир, домиков, гаражей и т.п. действуют другие … э-э-э… правила).

Например, организация покупает у физ. лица по договору компьютер за 10 000 руб. и принтер за 5000 руб. Оплачивает. После оплаты у физ. лица возникает налоговая база по НДФЛ - 15 000 руб. Используем право на имущественный вычет: 15 000 - 125 000 = отсутствие налоговой базы и обязанности платить НДФЛ.

Но налоговики могут устроить выездную проверку организации и обнаружить, что наше физическое лицо получило доход от продажи своего имущества. Так вот, чтобы налоговая не сочла, что физ. лицо должно было заплатить НДФЛ с дохода, полученного по договору купли-продажи, физ. лицо должно подать налоговую декларацию по НДФЛ (после окончания календарного года, в котором был получен доход от продажи).

В декларации физ. лицо отражает полученные за год доходы и заявляет право на имущественный налоговый вычет и прочие вычеты.

Если речь идет о сумме больше 125 000 руб., то нужно иметь документальные подтверждения срока владения имуществом. Либо платить НДФЛ с суммы, превышающей 125 000 руб.

Принципиально важным в данной ситуации, как и при проведении любой другой хозяйственной операции, является оформление документов.

Но прежде чем оформлять эти самые документы, нужно подумать, стоит ли вообще этим заморачиваться.

Приобретение имущества стоимостью менее 20 000 руб. повлияет на налоги. А именно уменьшит налог на прибыль или налог при упрощенке с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Напоминаю: налоговая база уменьшается при должном документальном оформлении и экономической обоснованности расходов. (При упрощенке и при кассовом методе для налога на прибыль обязательным условием для уменьшения налоговой базы является еще и оплата купленного имущества).

Однако если у вас упрощенка с 6% от дохода, или вы платите ЕНВД, на налогах организации эта покупка никак не скажется. Особенно если имущество стоит менее 20 000 руб.

(Имущество, которое стоит более 20 000 руб., должно учитываться как основные средства. А если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. руб., то право на упрощенку теряется).

С другой стороны, если фактически имущество принадлежит организации, то лучше закрепить эту "принадлежность" и юридически. Особенно если учредителей больше, чем один.

С третьей стороны, если Вы сейчас купите это имущество у физ. лица, то увеличите расходы организации и соответственно уменьшите прибыль, которая должна распределяться между учредителями.

Однако не стоит думать (и слушать тех, кто так говорит), что если учредитель и генеральный директор – одно и то же лицо, то все имущество организации все равно принадлежит лично генеральному директору, и наоборот.

Личное имущество физ. лица и имущество организации - это разные вещи. Имущество физ. лица не принадлежит организации. Ни скрепки, ни машины, ни виллы на Тенерифе, принадлежащие генеральному директору, не имеют отношения к имуществу организации. (Ну, теоретически может сложиться ситуация, когда директору придется отвечать своим имуществом по обязательствам его организации. Но это сильно-сильно теоретически).

В следующий раз начну про взносы в Пенсионный фонд рассказывать. Давно пора уже :)

Использованные сокращения:
ИП – индивидуальный предприниматель
ООО – общество с ограниченной ответственностью
НДФЛ – налог на доходы физических лиц

Комментариев нет: