5 июн. 2009 г.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо - что выбрать?

Легально заниматься предпринимательской деятельностью можно либо в качестве физического лица (зарегистрировавшись в определенном порядке), либо зарегистрировав юридическое лицо (стать учредителем организации).

Невозможно «зарегистрировать индивидуальное предприятие». Можно:
– получить право заниматься предпринимательской деятельностью, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя (ИП);
- зарегистрировать организацию, которая будет вести предпринимательскую деятельность (с вашей помощью) и выплачивать вам доходы.

Гражданский кодекс РФ делит организации на
- коммерческие - основная цель их деятельности – извлечение прибыли;
- некоммерческие – не стремятся получать прибыль, а если вдруг нечаянно ее получили, то не распределяют ее между участниками.

Мои внимательные читатели, я уверена, стремятся к извлечению прибыли, поэтому некоммерческие организации рассматривать не будем.

Из существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций начинающему предпринимателю целесообразно рассматривать общество с ограниченной ответственностью (ООО) и закрытое акционерное общество (ЗАО).

Но для начала надо все-таки определиться – «остаться» физическим лицом – то есть зарегистрироваться в качестве ИП, или стать учредителем юридического лица (ЮЛ)?
Рассмотрим отличия.

1. Самый большой минус для ИП и плюс для ЮЛ. ИП отвечает по своим долгам почти всем своим имуществом. Учредитель организации личным имуществом по долгам организации не отвечает. Список имущества, которое не могут отобрать у ИП "за долги", содержится в статье четыреста сорок шесть Гражданского процессуального кодекса.

2. Самый большой плюс для ИП и минус для ЮЛ. ИП может свободно распоряжаться полученными деньгами (полученными наличными или на расчетный счет). Это в любом случае деньги, принадлежащие ИП - частному лицу. Деньги организации - это деньги организации. Использовать их на личные нужды учредителей и работников нельзя. (Ну ладно, можно, но не так свободно, как это делают ИП).

Организация должна соблюдать так называемую кассовую дисциплину, то есть имеет множество ограничений по обороту наличных денег. На ИП эти ограничения не распространяются.

3. В общем случае совокупная налоговая нагрузка на доходы ИП меньше, чем на доходы, получаемые человеком через организацию. Штрафы, налагаемые на ИП в случае административных правонарушений, тоже меньше, на порядок.

4. Зарегистрироваться в качестве ИП дешевле, чем зарегистрировать организацию (госпошлина за регистрацию в качестве ИП – 800 руб., госпошлина за регистрацию юридического лица – 4000 руб. Услуги специализированных организаций по регистрации ЮЛ стоят дороже, чем для ИП).

5. Но ИП – это минимум конфиденциальности. Почти во всех документах (чеки ККТ, например) фигурирует фамилия ИП. Во многих (договоры, накладные) – адрес прописки.

6. ИП не может заниматься некоторыми видами деятельности. Это связано с порядком лицензирования. И еще один нюанс - ИП не имеют права претендовать на пониженные ставки страховых взносов, предусмотренные для организаций, которые занимаются разработкой и продажей ПО и баз данных, а также оказанием услуг, связанных с ПО и базами данных.

7. Считается, что организация обладает бОльшей презентабельностью, чем ИП. Однако покупателям (клиентам) чаще всего все равно, кем является продавец товаров или услуг - ИП или организация. Гораздо больше значения имеет применяемая продавцом система налогообложения (в том случае, если покупателю нужен НДС).

8. Если у вас есть партнеры, то лучше всего зарегистрировать организацию (ООО или ЗАО). Все приобретенное организацией имущество принадлежит ей, то есть – опосредовано – всем участникам (акционерам). Прибыль распределяется между участниками ООО, в общем случае, пропорционально долям (между акционерами ЗАО – согласно количеству акций и в зависимости от категории акций (привилегированные или обыкновенные)).

Имущество, приобретенное ИП, и прибыль от его деятельности по документам принадлежит ему одному. Если сложится ситуация, что пути партнеров по бизнесу расходятся, то «дележка» имущества, которое формально принадлежит только одному из партнеров, может стать очень большой проблемой. И не обязательно потому, что кто-то из партнеров был хорошим, а стал плохим. Просто у разных людей могу быть разные взгляды на сложившуюся ситуацию и на собственный вклад в развитие бизнеса.

9। ИП, независимо от системы налогообложения, наличия/отсутствия доходов и вообще ниотчего по умолчанию должен платить фиксированные взносы в Пенсионный фонд (в 2011 - около 16160 руб. Каждый год сумма увеличивается. Если вы зарегистрированы как ИП не с начала календарного года, сумма этих взносов уменьшается - рассчитывается пропорционально времени регистрации). Если организация не ведет деятельности, расходов на налоги, скорее всего, не будет. Будут расходы на бухгалтерское обслуживание, которые вы сможете минимизировать, если вам подходит упрощенная система налогообложения.

10. Уставный капитал организации нужно оплатить (если только он не оплачен имуществом). Минимальный размер уставного капитала в настоящее время – 10 000 руб. Потом эти деньги можно использовать на нужды организации. Регистрация в качестве ИП ничего подобного не требует.

Таким образом, и у ИП, и у организации есть свои особенности, свои плюсы и минусы. И нужно выбирать, исходя из совокупности всех факторов.

Но в любом случае, если вы зарегистрировались в качестве ИП - ничто не мешает вам в дальнейшем стать учредителем организации. И наоборот, учредитель организации(-ий) вполне может зарегистрироваться в качестве ИП.

Это увеличит количество сдаваемой отчетности, но иногда это позволяет оптимизировать налогообложение и учет совершенно законным (ну, или близким к тому - зависит от многого) способом.

Если вы решили стать индивидуальным предпринимателем, то следующий шаг - выбор системы налогообложения.

Если вы остановились на юридическом лице, то теперь нужно выбрать между ООО и ЗАО. Но это мы сделаем в следующий раз.

Если вы уже решили регистрироваться в качестве ИП - вот этот сервис бесплатно поможет подготовить пакет документов для регистрации.

Использованные сокращения:

ИП - индивидуальный предприниматель

ЮЛ - юридическое лицо

ООО - общество с ограниченной ответственностью

ЗАО - закрытое акционерное общество


5 комментариев:

sadchikov комментирует...

Добрый день, Елена!
Адрес Юр.Лица.
1)Я снимаю квартиру. Могу ли я зарегистрировать ООО на этот адрес? Насколько я смог узнать,
то больше да, чем нет. Но никаких нормативных документов, законов я не нашел.

2)Если да. При регистрации необходимо гарантийное письмо, в котором арендодатель обязуется заключить
договор аренды с моим ООО. Следовательно договор аренды, который у меня есть на физ.лицо, т.е. со мной
не подойдет? Необходимо заключить договор на ООО. Какие могут быть подводные камни для арендодателя и
для ООО? Ведь это жилое помещение, где я проживаю, а не офис ООО. И арендодатель будет сдавать помещение уже ООО, а не физ.лицу.

3)В данный момент договор аренды на 5тыс.руб, а фактически я плачу 14тыс.руб. Понятное дело, арендодатель мой
меньше платит налогов. Но если мы заключим договор аренды, то по документам к расходу ООО сможет принять также
только 5тыс.руб.?

Лена Елгина комментирует...

Здравствуйте, Антон.

1. Список документов, который представляется в налоговую при регистрации юридического лица, содержится в статье 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О госуд. регистрации ИП и ЮЛ". И в этом списке нет ни одного документа, который должен подтверждать право на указанный адрес местонахождения организации. Поэтому адрес при регистрации можно указывать практически любой (реально существующий). Хотя:

а) Возможно, в Вашем городе налоговая при регистрации юридических лиц требует какие-либо дополнительные документы, но это уже нарушение федерального закона;

б) Московская налоговая отказывает, если адрес регистрируемой организации попадает в черный список как "адрес массовой регистрации". Но это же не Ваш случай? :)

Если Ваша налоговая требует гарантийное письмо от арендодателя, - так как это требование является нарушением закона и инспекторы, которые регистрируют ООО, принимают решение по своему усмотрению, то я не знаю, сможет ли заменить это письмо договор аренды. Ну, пусть Ваш арендодатель напишет, что гарантирует, что будет сдавать в аренду свою квартиру ООО "Такому-то".

И если Вы съедете с этой квартиры, то придется менять адрес местонахождения ООО, регистрировать эти изменения в налоговой и, возможно, это повлечет переход на учет в другую налоговую инспекцию (ФСС, ПФ).

Лена Елгина комментирует...

Да, еще про такую регистрацию. Банки при открытии расчетного счета требуют договор аренды на юридический адрес. Поэтому после регистрации ООО придется перезаключать договор аренды с физического лица на ООО.

НО. Много проблем с арендной платой. Во-первых, если ООО платит физическому лицу, не зарегистрированному в качестве ИП, за аренду его имущества, такое ООО становится налоговым агентом по НДФЛ и при выплате арендной платы должно вычесть НДФЛ (13%) от суммы, перечислить НДФЛ в бюджет, а арендодателю отдать сумму за вычетом 13%. То есть налоги платить будет не арендодатель, а Вы (Ваше ООО) - за него. (Если он не зарегистрирован как ИП).

Во-вторых, налоговая очень плохо относится к тем, кто уменьшает налоговую базу на сумму расходов на аренду жилого помещения. В принципе, есть положительная (для налогоплательщика) арбитражная практика по таким спорам. То есть такие расходы для уменьшения налогов учитывать можно, но нужно быть готовым к тому, что придется спорить в налоговой в суде по этому вопросу (это случится года через три-четыре :)).

В-третьих - да, Вы совершенно правильно понимаете. Вы сможете учесть в расходах только те, которые сможете документально подтвердить - 5000 руб., в данном случае.

Анонимный комментирует...

Здравствуйте.
Руководитель ООО на упрощёнке хочет часть работников, в том числе и ИТР перевести на ИП (6% с оборота), вид деятельности - строительство. Всё делается для миним.оплаты фискальных платежей.Бухгалтерию и отчётность ведёт сама фирма. Но в разгар сезона или при больших объёмах заказов не всегда должным образом оформляютя рабочие и денежные средства на их зарплату будут "проходит" через р/с ИП. Вот и появляются вопросы, а методы руководства добровольно-принудительные.Хотелось бы услышать Ваш совет, как нам поступить.
С уважением Евгений.

Лена Елгина комментирует...

Евгений, я Вашего руководителя хорошо понимаю :).
У ИП на упрощенке очень простой учет и необременительные обязанности перед государством: http://yolgina.blogspot.com/2009/11/blog-post_17.html
(все, что касается найма работников, Вас в данному случае не интересует :)). Суммы, попавшие на счет такого ИП (если это доход, а не внесение личных средств), облагаются налогом по ставке 6%. То есть с "лишних" денег просто надо уплатить налог и отразить этот доход в декларации.
НО. Человек, зарегистрировавшийся как ИП, отвечает по своим долгам (в том числе долгам перед государством) всем своим имуществом. Поэтому - несмотря на то что "бухгалтерию и отчетность ведет сама фирма" - контролировать, что происходит на Вашем счете и как выполняются обязанности ИП перед государством - нужно самому ИП.

Или вопросы связаны не только с прохождением "лишних" денег через расчетный счет?