ВНИМАНИЕ!

13 дек. 2007 г.

НДС – II

                               Предупреждение. С 2019 года ставка НДС - 20%.

Для тех, кто с нами впервые:
начало начал - здесь
начало сериала про НДС - здесь

(Пост актуализирован согласно изменениям в НК РФ (22.12.2010))

На чем мы позавчера остановились? Главный бухгалтер отвечает на вопрос, куда он дел 4 млн. рублей.

Итак, начислен НДС в сумме 9 млн. руб., уплачено с расчетного счета компании – 5 млн. А остальные 4 млн. уплатили в бюджет поставщики и подрядчики, которые делали поставки (оказывали услуги, выполняли работы) компании.

Компания фактически уплатила его, рассчитываясь за купленные товары (услуги, работы и пр.). Хоть и не напрямую в бюджет, но уплатила.
Или собирается уплатить. Потому что

НДС не всегда связан с движением денег. Когда вы отгрузили товар (или выполнили работы, или оказали услугу) и оформили документы, подтверждающие, что вы свои обязательства выполнили и теперь вам должны заплатить – вот в этот момент у вас возникает обязанность начислить НДС. Даже если вам заплатят не сразу, а через месяц (полгода, год и т. д.).

А если вы получили предоплату (аванс) – вы обязаны и с полученного аванса заплатить НДС.

Но при этом. Получив товары (работы, услуги) от поставщика (подрядчика), вы можете взять в зачет НДС, не зависимо от того, произвели вы оплату или нет. Главное, чтобы у вас был счет-фактура от вашего контрагента. И документы, подтверждающие, что товары куплены (работы выполнены, услуги оказаны).

При выполнении некоторых условий мы можем даже принять к вычету НДС, который уплатили в составе выданных поставщикам (подрядчикам) авансов (еще «не закрытых»).

Давайте рассмотрим пример. Вспомним наш вчерашний швейный цех.
Предположим, в I квартале 2009 года мы отгрузили покупателю А, с которым у нас давнее сотрудничество, 100 костюмов на общую сумму 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 180 000 руб.). По условиям договора покупатель А может заплатить нам в течение трех месяцев после отгрузки. Он и заплатит во II квартале.

Еще мы отгрузили покупателю Б 20 костюмов на общую сумму 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.) за наличный расчет.

И еще мы получили от покупателя В предоплату за 50 костюмов, не отгрузив пока ему не одного, – 590 000 (в том числе НДС – 90 000 руб.).

Таким образом, начисленный НДС равен 180 000 + 36 000 + 90 000 = 306 000 руб.

Из этой суммы мы вычтем весь входной НДС, который указали наши поставщики и подрядчики в своих счетах-фактурах. Неважно, заплатили мы за купленное или нет. Оставшийся после вычитания НДС мы перечислим в бюджет.

И еще. Когда во II квартале 2009 года мы будем отгружать костюмы покупателю В, мы уже не будем платить НДС с отгрузки. То есть формально мы его начислим, но тут же и примем к вычету. 90 000 – 90 000 = 0 руб.

А если бы он сделал предоплату в размере 50% от суммы отгрузки, то расчеты выглядели бы так.

В I квартале получен аванс 295 000 руб. (в том числе НДС – 45 000 руб., их уплатили в I квартале). Во II квартале отгружен товар на сумму 590 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.). Начисленный во II квартале к уплате НДС по данной отгрузке равен 90 000 – 45 000 = 45 000 руб.

Хватит, пожалуй, цифр.
В уменьшении НДС есть еще один важный аспект.
Как уже понял мой внимательный читатель, для того чтобы уменьшить свой начисленный НДС на сумму входного НДС, нужно иметь счет-фактуру от поставщика (подрядчика).

При этом счет-фактура должен быть составлен по утвержденной Правительством РФ форме, и в нем должны быть заполнены все поля. Иначе вы не имеет права на получение налогового вычета. Это требование Налогового кодекса.

Конечно, проверка документов – это забота вашего бухгалтера. Но вы должны знать, что если бухгалтер требует, чтобы поставщик переоформил документ(-ы) (не только счет-фактуру), то это не из вредности и не по другим причинам, а исключительно вследствие добросовестного отношения к своим обязанностям. И желания сэкономить деньги компании. Про то, на какие штрафы можно попасть из-за одной неверно оформленной бумажки, я еще напишу.

И еще. Может сложиться ситуация, когда у компании (особенно начинающей) сумма входного НДС (к вычету) окажется больше, чем сумма своего начисленного НДС. Например, в I квартале 2009 года заплатили арендную плату, купили компьютеры, оргтехнику, офисную мебель, оплатили услуги телефонной связи и Интернет и т. п. на общую сумму 590 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.). А продали товара всего пока на 295 000 руб. (в том числе НДС – 45 000 руб.).

В этом случае возникает переплата по НДС. В нашем примере сумма переплаты – 45 000 – 90 000 = -45 000 руб. Эта переплата уменьшит начисленный налог во II квартале. Или позже. Или можно написать в налоговую письмо о возврате переплаченного НДС на ваш расчетный счет, Это не всегда целесообразно, но вы должны знать, что имеете такую возможность.

Так вот. Уважаемые начинающие предприниматели, любители делать расходы для организации из своих кровных (ну или не из своих, но все равно «вчерную») денежек! Имейте в виду, что, делая такие покупки, вы увеличиваете (добровольно) свои налоги – НДС и налог на прибыль.

Тратить деньги таким образом имеет смысл, если вы платите ЕНВД. Или применяете упрощенную систему налогообложения, но при этом платите налог не с «доходы минус расходы», а со всех доходов. Тогда да, вам неважны ни входной НДС, ни официальное оформление расходов.

Конечно, тратить деньги от имени организации – немного более хлопотно, чем просто доставать их из бумажника. Но все же прикиньте, а не стоят ли эти хлопоты тех сумм налогов, которые вы теряете.

Опять пост слишком длинный получается. Придется заканчивать. Я обещала написать про тех, кто может НДС не платить. И про налоговые ставки. Ну что ж, подумаем об этом завтра.

Всё остальное - в книге "Всё о бизнесе за два часа"

10 комментариев:

Анонимный комментирует...

Доброго времени суток!
А в случае с переплатой по НДС у начинающей компании.. Выходит можно приобретать компьютеры, оборудование, др. основные средства и НДС брать в зачет. Тогда, при условии, что все эти средства продаваться не будут, или же существенно потеряют в цене перед продажей, государство своего НДС недополучит во благо развивающемуся юр. лицу? =))
Спасибо,
Студент Максим

Лена Елгина комментирует...

Ну как бы да, недополучит. Как бы. Тот, кто продал это имущество развивающемуся юр. лицу - он же НДС со своей продажи заплатит. Просто (в идеальном случае) этот НДС вернется на расчетный счет начинающей компании.

Nataly комментирует...

а как происходит уплата НДС? мы может заплатить один раз в квартал или можем платить по месячно по факту?

Лена Елгина комментирует...

Рассчитываем НДС один раз в квартал – сразу за весь квартал. А платим – разбив «квартальную» сумму на три равных части тремя платежами (один раз в месяц после окончания квартала). Исключение – если вы не плательщик НДС, а применяете упрощенку, и просто вынуждены НДС заплатить, потому что выдали покупателю счет-фактуру с выделенным НДС. Тогда вся сумма НДС должна быть уплачена одним платежом до 20 числа месяца, который следует за месяцем окончания квартала.

Анонимный комментирует...

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста,если поставщик работает по ОСН а покупатель по УСН или ЕНВД, то поставщику выгодно или невыгодно сотрудничать с такими покупателями? Мне сказали, что невыгодно, а почему объяснить не смогли.

Лена Елгина комментирует...

Кажется, поставщика и покупателя перепутали. Это покупателю может быть невыгоден поставщик на УСН или ЕНВД. А поставщику неважно, как платит налоги его покупатель. Поэтому покупатель на УСН или ЕНВД не может быть невыгоден. Есть некоторые крупные поставщики, которым просто неохота работать с маленьким бизнесом, продавать небольшими партиями.
Но налоги у поставщика никак не изменятся, кому бы он ни продавал.

Анонимный комментирует...

Спасибо Елена за ответ. Только я в толк не возьму. я работаю в торговым представителем у крупного дистрибьютора(который работает по нескольким ОООшкам). И руководство наше поставило задачу перезаключить договора с контрагентами. А именно, с теми кто на ЕНВД то с ними заключаем договор с нашим ООО Х(которое работает на упрощенке), а с теми кто работает по ОСН то с Нашим ООО Y(которое так же по ОСН). Зная наше рук-во оно явно не будет подобного делать ради клиентов да еще в спешном порядке. Так что для меня пока вопрос остается открытым.Интересно узнать ваше мнение по этому поводу.

Анонимный комментирует...

Здравствуйте. Я хотел бы купить оборудование из КНР с целью перепродажи, как посредник. НЕ являюсь ни ООО, ни ИП(просто физ лицо). Надо ли мне платить НДС, если надо то как? Условия поставки DAP.

Лена Елгина комментирует...

Здравствуйте.
Не знаю, что такое "Условия поставки DAP".
Скорее всего НДС платить придется. Причем, насколько я понимаю, в данном случае неважно, простое ли вы физическое лицо или предприниматель. На таможне НДС начислят, и не выдадут вам оборудование, пока вы его (НДС) не оплатите. Погуглите "ввоз товаров из Китая" или что-нибудь похожее. Есть организации, которые занимаются ввозом товаров из КНР, и форумы, на которых люди обсуждают вопросы, подобные вашему.

Анонимный комментирует...

Я думаю схема выглядит так, поставщик на ОСН, покупатель на упрощенке. Поставщики обычно, не сверху на цену накладывают НДС, а включают в цену. То есть, к примеру, с определенной нормой прибыли они хотят продавать товар по 100руб за штуку (чтобы было выгодно), а если они на 18% увеличат цену, то будут не в рынке, поэтому НДС закладывается в стоимость, так как привыкли работать поставщики с теми клиентами, кто также платит НДС, и привыкли возмещать свой НДС. Получается, что если такой поставщик продаст товар клиенту на упрощенке, то никто НДС поставщику не возместит. Именно поэтому большинству поставщиков не выгодно работать с теми кто на упрощенке.