18 нояб. 2012 г.

КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ У ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ


Для тех, кто с нами впервые
Начало начал – здесь 

Довольно часто предприниматели приходят к нам не до государственной регистрации своей организации, а после. Иногда – сильно позже после. Мы просматриваем документы новой (для нас) организации и видим, что с расчетного счета снимались наличные.
И у нас возникает вопрос: «А где кассовые документы?»
«А у нас нет кассы», - слышим мы в ответ практически всегда. При этом люди имеют в виду: «У нас нет кассового аппарата».
Уважаемые начинающие предприниматели! Кассовый аппарат (ККТ) – это вещь, которую вы должны использовать, если берете наличные у покупателя.

А кассовые документы – это документы, которые вы должны оформлять, если происходит любое движение наличных, которые имеют отношение к организации – сняли деньги с расчетного счета на выплату зарплаты или на покупку чего-либо, вернули непотраченное в банк и т.д. и т.п.

Контрольно-кассовой техники у вас может и не быть. Возможна, она вам совсем не нужна. Но если хоть какое-то движение наличных отражено в документах (банковских, например), - значит, касса у вас все-таки есть.

До конца 2011 года нормативные документы предписывали соблюдать кассовую дисциплину только организации. С 2012 года эта обязанность появилась и у индивидуальных предпринимателей.

Слово «касса» в данном случае имеет бухгалтерский смысл. Касса – это совокупность всех движений наличных денег, принадлежащих организации. (Определение я сама придумала :)).

На больших предприятиях касса – это реальное помещение. А в малом бизнесе касса может быть просто папкой с документами. Плюс сейф.

Ну так вот. Например, вы снимаете с расчетного счета деньги на выплату зарплаты. Мало эти деньги просто раздать сотрудникам.

В данном случае вы должны оформить приходный кассовый ордер – документ, который фиксирует приход наличных в «кассу» организации. И затем – расходные кассовые ордера на каждого сотрудника, и в них сотрудники распишутся, что деньги получили. Или оформить один расходник на общую сумму и платежную ведомость на всех работников сразу (и каждый распишется в ней за свою зарплату).

Приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, платежные ведомости должны фиксировать каждое движение наличных в организации. Каждый документ оформляется отдельно, но все они заносятся в так называемую кассовую книгу (не путать с журналом кассира-операциониста!). В кассовой книге фиксируется ежедневный остаток денег.

Но я уже ударилась в конкретику. Вернемся к глобальному.

Самые серьезные нарушения так называемой кассовой дисциплины, за которые можно получить штрафы в размере от 4 тыс. руб. до 5 тыс. руб. (на должностное лицо) и от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (на организацию) (статья 15.1 КоАП РФ):

- превышение лимита расчетов наличными между юридическими лицами и индивидуальным предпринимателями (имеются в виду расчеты между ЮЛ и ЮЛ, ЮЛ и ИП, ИП и ИП);
- хранение денег в кассе в сумме, превышающей установленный лимит;
- неоприходование (неполное оприходование) в кассу наличных.

Если кассовые документы просто отсутствуют, и при этом из содержания других документов ясно, что они должны быть, - с большой степенью вероятности проверяющий может инкриминировать организации все виды нарушений. Плюс еще что-нибудь приятное.
В следующий раз рассмотрим подробно каждое из возможных нарушений и как их избежать.


Использованные сокращения:
ЮЛ - юридическое лицо
ИП - индивидуальный предприниматель
КоАП РФ - Кодекс об административных правонарушениях РФ