29 мая 2012 г.

Самоучитель по бухгалтерскому учету - 4


В прошлый раз мы выяснили, что бухгалтерский учет – это такая система, которая позволяет одновременно отражать две стороны каждой хозяйственной операции: «в одном месте прибыло, в другом – убыло».
Сейчас будет несколько абзацев теории, наверняка новичкам совершенно непонятной, но дальше мы все разберем на примерах.
Для учета используются бухгалтерские проводки – специальные таблички. Каждая такая табличка имеет свой номер и название. Например, счет 51 «Расчетные счета», счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
Счета бухгалтерского учета бывают активные, пассивные и активно-пассивные. Остатки по активным счетам отражаются в балансе в разделе «Актив», по пассивным – в разделе «Пассив».
Для того чтобы хозяйственные операции отражать "со всех сторон", каждый счет бухгалтерского учета имеет дебет и кредит.
В дебет активных счетов заносятся суммы, увеличивающие остаток по данному счету. В кредит – суммы, уменьшающие этот самый остаток.
У пассивных счетов все наоборот. Суммы, увеличивающие остаток по счету, заносятся в кредит, а суммы, уменьшающие остаток – в дебет.
Рассмотрим на примере счета 51 «Расчетные счета». Это счет, на котором учитываются движения денежных средств на расчетном(-ых) счете(-ах). Деньги – это имущество (активы), поэтому счет 51 – активный.

Пример
Предположим, имели место следующие хозяйственные операции.
1. Учредитель организации оплатил уставный капитал, положив на счет организации 10000 руб.
2. Учредитель выдал своей организации займ в размере 50000 руб., тоже внес деньги на расчетный счет. (Это один из возможных путей финансирования организации, о других способах можно прочитать здесь).
3. С расчетного счета был оплачен счет поставщика – 45000 руб., за товары.

Табличка для счета 51 выглядит следующим образом:

Счет 51 «Расчетные счета»

Дебет
Кредит
Сальдо на начало
-
-

10 000,00
ароол

50 000,00



45 000,00
Сальдо на конец
15 000,00
-

(Табличка выкладывается слегка криво, как исправить, я не знаю, но вроде бы суть сохраняется).
Сальдо на конец по счету 51 – 15 000,00 руб. Это сумма должна быть равна реальному остатку денег на расчетном счете.

Рассмотрим, как отражаются операции на пассивных счетах.
Наш учредитель внес деньги на расчетный счет по договору займа, то есть у организации появился долг. Такие долги отражаются на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Пусть по нашему договору займа организация должна вернуть деньги учредителю в течение 12 месяцев, поэтому мы будем использовать счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Табличка для счета 66 у нас выглядит следующим образом:

Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

Дебет
Кредит
Сальдо на начало
-
-


50 000,00
Сальдо на конец
-
50 000,00


Мы видим, что на счете 51 и счете 66 появилась одна и та же сумма – 50 000,00 руб. Эти счета корреспондируют между собой (новый термин бухгалтерского учета). Хозяйственная операция «Получение займа» отражается следующей проводкой:

Дебет 51 «Расчетные счета» - Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - 50 000,00 руб. – получен займ

Сальдо на конец периода (остаток) активного счета рассчитывается как
Сальдо на начало (дебетовое!) +  Обороты по дебету - Обороты по кредиту.
Сальдо по активному счету должно быть дебетовое. Если вы получаете кредитовое сальдо по активному счету - значит, где-то вкралась ошибка. Вы же не можете получить отрицательную сумму, например, на своем расчетном счете? Или остаток денег в кассе - он не может измеряться отрицательной величиной.
Сальдо на конец периода (остаток) пассивного счета рассчитывается как
Сальдо на начало (по кредиту!) + Обороты по кредиту - Обороты по дебету.
Сальдо пассивного счета должно быть кредитовое. Если вы получаете дебетовое сальдо на пассивном счете - значит, в чем-от ошиблись.

Кроме активных и пассивных счетов, есть счета активно-пассивные. Они могут и должны и уменьшаться, и увеличиваться как по дебету, так и по кредиту – в зависимости от ситуации. Пример такого счета – счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

В нашем примере организация заплатила поставщику аванс – 45 000,00 руб. Пока не получен товар, поставщик – должник организации (дебиторская задолженность, актив). Значит, мы отразим ее по дебету счета 60:

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет
Кредит
Сальдо на начало
-
-

45 000,00

Сальдо на конец
45 000,00
-


Здесь задействованы (корреспондируют) два счета бухгалтерского учета – 51 и 60. Хозяйственная операция «Оплата поставщику» отражается проводкой:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Кредит 51 «Расчетные счета»  - 45 000,00 руб. – произведена оплата поставщику

Итак, при учете хозяйственных операций одна и та же сумма отражается по дебету одного счета и кредиту другого. Таким образом бухгалтерские счета-таблички связываются между собой, и в бухгалтерских отчетах мы видим целостную картину.
В следующий раз составим наш первый баланс.

Комментариев нет: