11 февр. 2011 г.

Деньги счет любят

Почти все наши новые клиенты - люди, только начинающие свой бизнес. Поэтому я часто наблюдаю процесс развития компании почти с самого начала. Хочу поделиться одним наблюдением.

Если человек начинает бизнес один, он тщательно записывает все свои расходы и доходы, связанные с этим самым бизнесом.

Это практически домашняя бухгалтерия, она редко получает отражение в тех отчетах, которые сдаются в налоговую. Смысл ее в том, что человек в любой момент времени имеет представление о фактическом финансовом состоянии своего бизнеса: сколько уже вложил, сколько на что потратил, какой результат дала та или иная рекламная кампания и т.п.

Но если бизнес начинают двое (трое, четверо), то почему-то чаще всего такого - домашнего - учета никто не ведет.

То ли считается неловким говорить о деньгах - ну, мы же партнеры, мы друг другу доверяем, о чем речь вообще. То ли люди просто не думают об этом - да ладно, мы же через пару месяцев получим бешеную прибыль, чо уж там мелочиться...

Да ладно, заплачу я 3000 руб. за подключение телефонного номера, че там, копейки.

Да ладно, я оплачу этот ужин с потенциальным клиентом, че там, копейки.

Да ладно, я заплачу за регистрацию домена и хостинг, че там, копейки.

Через пару-тройку месяцев эти копейки превращаются уже в приличную сумму. А так как ведение своего бизнеса - дело, требующее большого напряжения, с нервами у всех участников стартапа - не очень хорошо.

И несмотря на то, что деньги не считаются, каждый, кто тратит, на самом деле помнит о том, что тратил. И при малейшем напряжении в отношениях начинается:
"Да я уже потратил стопятьсот миллионов денег, а ты..."
"Нет, это я потратил ..., а ты..."
"Да что твои деньги, а работал как раб на галерах, а ты свои паршивые стопятьсот миллионов потратил, и думаешь, что тебе все можно?!"

Чтобы исключить такой сценарий - всегда считайте деньги, потраченные "на общее дело". Считайте сумму сделанных вами инвестиций.

Для этого не нужен бухгалтер. Сделайте табличку в excel'е - кто сколько на что внес денег. Пусть один ее ведет, а остальные участники пишут ему - "Я потратил xx денег на yy, прошу учесть".

Раз в неделю (например) полезно собираться и обсждать структуру расходов. Может быть, вы придете к выводу, что какой-то расход одного из партнеров - это личные траты, их нельзя считать вкладом в компанию - вы обсУдите это сразу. Возможно, придется пережить несколько неприятных минут, но зато вы:

а) избежите большого конфликта, который может случиться в будущем, если не говорить о деньгах с партнерами;
б) отработаете навыки ведения переговоров о неприятных вещах. Это пригодится при общении с покупателями и поставщиками.

Договаривайтесь на берегу. Если ясно, что кто-то из партнеров не может вложить деньги, но готов тратить время ... Впрочем, это и без меня ясно, да? нужно зафиксировать условия: "Ты имеешшь хх процентов в будущей прибыли, денег не вносишь, но делаешь то-то и то-то. Я вношу столько-то денег за такой-то период. Если не будет таких-то результатов к такому-то числу, будем пересматривать условия сотрудничества"

Кстати, инвесторов тоже надо выбирать осторожно. Чтобы не только обещали. Но это отдельная тема :).

2 комментария:

Dmitry Kuzmenko комментирует...

мне еще отец рассказывал, как в командировках у них был один тип, у которого вечно не было мелких денег, и он просил коллег заплатить за проезд, и т.п. А потом трясти с него эти деньги считалось неудобным.
Поэтому он мне привил привычку, кажущуюся во многих случаях меркантильной - считать "общие" расходы раздельно.

Иногда это приводит к серьезному непониманию - в одной стране я попытался оплатить посещение ресторана за себя, но мне сказали, что это неприлично, и принято делить счет стола поровну. Пришлось заплатить в 2 раза больше, чем я съел.

Конечно, я не буду считать совсем копейки, или когда разница незначительна. Но с партнерами я всегда оговариваю объем и цели расходов, включая то, как это отразится на доходе.

Лена Елгина комментирует...

Иногда это приводит к серьезному непониманию - в одной стране я попытался оплатить посещение ресторана за себя, но мне сказали, что это неприлично, и принято делить счет стола поровну. Пришлось заплатить в 2 раза больше, чем я съел.

- это было неприлично в этой стране (кстати, какой, если не секрет?) или среди тех, кто сидел за одним столом с Вами?