29 окт. 2012 г.

ИП на упрощенке: зарегистрировался, а дальше что?

Для тех, кто с нами впервые
Начало начал – здесь
Начало статей про упрощенную систему налогообложения - здесь

Я  когда-то писала статью под названием "Вы - индивидуальный предприниматель на упрощёнке. Что Вы должны государству?" В ней описаны почти все обязанности ИП на упрощенке, установленные законами и прочими нормативными актами (про кассовые операции, кстати, надо подробнее написать). Однако, как показывает практика, для ИП, который впервые ступил на путь предпринимательства, этой статьи мало.

Причем вопросы у каждого начинающего ИП возникают практически одни и те же. Я воспользовалась одним из полученных писем, в котором все эти вопросы очень удачно собрались, и, с согласия автора, провожу публичную консультацию. Ответы в данном посте - для индивидуальных предпринимателей. С организациями все будет немного по-другому.

1 Октября 2012 года я зарегистрировал ИП. Сотрудники пока не планируются. Выбрал упрощенную систему налогообложения исчисления и уплата налога только с доходов, то есть 6%. Открыл расчетный счет в банке. О расчетном счете уведомил налоговую и пенсионный фонд. В пенсионном фонде мне сказали уплатить фиксированный взнос в ПФ за квартал 2012 октябрь-ноябрь-декабрь 4302,06. Также понял, что не позднее 20 января 2013 в налоговую нужно предоставить сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

Вопросы у меня такие:
За открытие счета в банке мне пришлось сделать первоначальную плату (зачислить на счет для списанием банком). Должен я с них платить налоги 6%?

Нет, не должны. Налогом облагается полученный Вами доход, а не Ваши личные деньги, переложенные из одного кармана в другой. Но очень важно, чтобы банк отразил в своих документах (ордерах, квитанциях, выписках) принятые деньги как "Внесение индивидуальным предпринимателем собственных средств" (или как-то похоже), а не, например, "Торговая выручка". Потому что если в документах написано, что поступившие на расчетный счет деньги - это выручка от продажи и т.п., то налоговый орган, конечно же, при проверке будет настаивать на том, чтобы эти деньги тоже попали в налоговую базу. Переводя деньги с одного своего расчетного счета на другой - тоже пишете "Перевод собственных средств" (а не "Оплата услуг" и т.п.)

За ведение счета и за подключенный онлайн-банк со счета каждый месяц будут списывать около 700 рублей. Должен я с них платить налоги 6%?

Нет. Этим налогом облагаются доходы, а не расходы. Но если придется для обслуживания счета вносить личные деньги - помните о предыдущем пункте.

Когда мне начать платить налоги, если ИП зарегистрирован 1 Октября 2012 года?

Фиксированные страховые взносы в Пенсионный фонд за 2012 год - до 31 декабря 2012 года. Налог, которым облагаются доходы, полученные Вами с 1 октября по 31 декабря - в период с 1 января по 25 апреля 2013 года.
Сроки уплаты налога при упрощенке для ИП:
за I квартал (январь - март) - до 25 апреля
за II квартал (январь - июнь) - до 25 июля
за III квартал (январь - сентябрь) - до 25 октября
за IV квартал (январь - декабрь) - до 25 апреля следующего года

Как правильно заполнять книгу учета доходов и расходов для ИП (буду рад реальному примеру)? Как лучше вести книгу учета доходов и расходов - в электроном или бумажном виде?

Реальные примеры я приводить не могу: клиенты такому не обрадуются :). Форму Книги учета доходов и расходов можно скачать из базы Консультант Плюс. Она не очень сложная. Если Вы выбрали упрощёнку с 6%, то фиксировать расходы в ней не надо, записывать нужно только доходы. В бумажном виде вести эту Книгу я бы не стала - очень хлопотно, ошибки исправлять сложно, да и вообще - зачем писать руками?
Можно вести ее в excel'евском файле. Можно пользоваться 1С. Можно пользоваться сервисами "Мое дело" или "Эльба" - они тоже формируют Книги учета доходов и расходов.

Как рассчитывается нарастающим итогом авансовые платежи?

1. Чтобы рассчитать налоговую базу, каждый квартал нужно считать все доходы (и расходы - у кого 15%), начиная с начала года (январь - март, январь - июнь, январь - сентябрь, январь - декабрь).
2. Полученную налоговую базу умножаем на 6% (или на 15%) - получаем сумму авансового платежа по налогу. (Если считаем за период январь - декабрь, то получаем уже сумму налога, а не авансового платежа).
3. Уменьшаем сумму авансового платежа (налога) на сумму страховых взносов, начисленных и уплаченных за этот же период, и оплаченных больничных листов. (Если упрощенка с 15% - то не уменьшаем, сумма страх. взносов и пр. просто будет учтена в расходах при расчете налоговой базы по пункту 1).
4. Из оставшейся суммы вычитаем те суммы налога при УСН, которые уплатили раньше за этот же календарный год. (Например, из суммы авансового платежа за 9 месяцев - суммы авансовых платежей за I квартал и полугодие).
5. Получившуюся сумму перечисляем в бюджет.

Можно по выбранной мной системе налогообложения сумму налога уменьшать на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование? Если да то, как это оформлять запись?

Да, можно, но налог уменьшается не более чем на 50%. Рассчитываете налог (авансовый платеж по налогу) самостоятельно. Сумма страховых взносов, которая уменьшает налог, отражается в налоговой декларации.

UPD. Для тех ИП, у кого нет работников. С 2012 года сумма фиксированных страховых взносов, которые каждый ИП  платит "за себя", уменьшают налог в полном объеме. То есть, например, ИП начислил налог при УСН за год в сумме 10000 руб., а при этом уплатил страховые взносы в размере 17 тыс. Налог при УСН к уплате равен 0 (10 тыс. - 17 тыс.).
При этом надо помнить, что налог платится ежеквартально, а фиксированные взносы можно заплатить 1 раз в год. Но если хотите ежеквартально уменьшать налог, то и взносы следует платить ежеквартально (часть годовой суммы).

Как понять, что применение упрощенной системы предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество, единого социального налога и налог на добавленную стоимость?

Вместо всех этих налогов Вы платите единый налог при упрощенной системе.
Только единый социальный налог уже отменен, вместо него платятся страховые взносы, и от них уже никто не освобождается. Эти взносы (помимо фиксированных взносов, которые каждый ИП платит за себя) платятся, если у Вас есть работники.

Можно на свое усмотрение пользоваться деньгами на счету до отчета в налоговую?

Можно. Это Ваши деньги. Вы должны вовремя платить налоги и страховые взносы, раз в год сдавать декларацию и выполнять еще некоторые обязанности (вроде соблюдения кассовой дисциплины, оповещения об открытии расчетного счета и т.п.). Каким образом Вы обращаетесь со своими деньгами, если не финансируете террористов и вообще не делаете ничего противозаконного, никого интересовать не должно.

Если нулевой доход, то, как перед налоговой отчитываться?  

Когда придет время сдавать декларацию - сдаете декларацию, в которой показываете, что сумма доходов равна нулю.
Все остальное - в книге "Налоги за 2 часа", которую можно купить на сайте издательства "Альпина Паблишер"

или в интернет-магазине ozon.ru
OZON.ru - Книги | Налоги за 2 часа | Елена Елгина OZON.ru - Книги | Налоги за 2 часа | Елена Елгина


Комментариев нет: